Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №4.
интенсивнее, чем на несеверных территориях, что вызывает более интенсивное снижение качества трудового потенциала, повышение демографической нагрузки и рост социальных рисков. Фактически, в Мурманской области идет процесс инвалидизации населения, отнюдь не способствующий повышению качества человеческого потенциала и трудовых ресурсов [19]. В связи с изложенным представляется необходимым: • провести ревизию, реконструкцию, модернизацию и обновление арктического жилищно коммунального хозяйства, степень морального и материального износа которого достигла критических значений. Для этой цели, возможно, необходима разработка целевой Арктической программы «Северное жилье». Серьезную критику вызывает эффективность региональной программы переселения северян, достигших пенсионного возраста, в несеверные регионы страны. Во-первых, капиталоемкость такой программы весьма высока, а финансирование ее оставляет желать лучшего. Во-вторых, современное законодательство1 ужесточило условия участия в данной программе, сохранив это право только для граждан, прибывших в районы Крайнего Севера (и приравненные к ним местности) не позднее 01.01.1992 и имеющих общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет. В результате у многих северян фактически отсутствуют шансы дожить до момента получения жилищного сертификата - на 2011 год было подано пять с лишним тысяч заявлений, сертификаты получили только 300 семей, в списки 2012 года включено уже 8 тысяч 116 семей, а получат опять только 300, при этом право первоочередников имеют семьи, в составе которых есть инвалиды первой или второй групп. Поэтому представляется более эффективным (или дополнительным) механизм получения льготных кредитов с пониженными ставками для жителей АЗРФ, как это реализуется например, в северных муниципалитетах Норвегии; • развивать качество и разнообразие предоставляемых социальных услуг и системы социального обслуживания населения. Причем это развитие должно идти не по пути укрупнения домов-интернатов для престарелых и инвалидов, обеспеченность которыми в области не доведена даже до нормативов (очередь на помещение в эти дома растягивается на 2-3 года), а по пути создания центров дневного или кратковременного пребывания. Такая система, с одной стороны, в состоянии обеспечить профессиональный уход за престарелым или инвалидом, а с другой - снижает весьма значительные социальные риски, связанные с возможной неадекватностью престарелых людей (старческая деменция), и высвобождает трудовые ресурсы, выраженные в человеко-часах, которые необходимо затрачивать работающим гражданам, выполняющим функции ухода за инвалидом или престарелым. Отметим, что центры эти должны быть в шаговой доступности - как раз из соображений «северности». При этом необходимо учитывать, что простое повышение размера социальных льгот для нетрудоспособных граждан расставляет так называемые «ловушки социального обеспечения» и, фактически, сводит на нет компенсаторную систему жизнеобеспечения на «северах». Поэтому представляется актуальной разработка мер социальной политики, направленных на мотивацию престарелых и инвалидов к посильной активной деятельности. Большую перспективу имеет и частное предпринимательство в сфере оказания различного рода социальных услуг, при условии предоставления соответствующих налоговых, надзорных и др. послаблений. • пересмотреть систему компенсаций и льгот, предоставляемых жителям АЗРФ, систему индексирования северных пенсий, покупательная способность которых в северных регионах существенно ниже, а сама процедура индексации далека от прозрачности. Установить адекватные пороги нижней и верхней границ трудовых доходов северян к уровню регионального Современные вызовы, векторы развития и противоречия социальной политики... 1См. 1. «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», Федеральный Закон от 25.10.2002 N 125-ФЗ (принят ГД ФС РФ 27.09.2002). 2. «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 22.08.2004 №122 ФЗ (ред. от 20.04.2007). 118 ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz