Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №4.

Ж.Э. Каспарьян в сфере ЖКХ, потребность в профессионалах ощущают сферы торговли, общественного питания, не уменьшается спрос на бухгалтеров высшей квалификации. Очень востребованы специалисты инженерно-технического профиля. Самый большой дефицит - квалифицированные рабочие и специалисты среднего звена по металлообработке, судоремонту, строительству, рыбообработке. Таким образом, на данный момент именно социальная сфера предъявляет к Мурманской области, как региону АЗРФ, системные требования по пересмотру базовых положений социальной политики, которая нуждается в переориентации на выполнение новых современных функций в свете концепции устойчивого развития арктического региона. Положения нового федерального пакета документов об АЗРФ содержат ряд положительных, если не прорывных, моментов в формулировках целей и задач, непосредственно относящихся к проблеме реализации региональной социальной политики в АЗРФ. Так, в соответствии с ”Основами-2020” одним из стратегических приоритетов государственной политики РФ в Арктике является «улучшение качества жизни коренного населения и социальных условий хозяйственной деятельности в Арктике (ст. 7 пункт з), «Стратегия-2020» одним из приоритетных направлений развития АЗРФ определяет задачу комплексного социально-экономического развития АЗРФ, «Программа-2020» в качестве своих целей указывает: «повышение уровня социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации», «предоставление людям, находящимся на территории Арктики, современных возможностей жизнеобеспечения и удовлетворения их основных социально­ бытовых и культурных потребностей» и проведение широкомасштабных научно-практических работ «для создания наиболее комфортных условий жизни и работы человека в Арктической зоне Российской Федерации», «создание социально-бытовой и культурно-досуговой инфраструктуры, необходимой для проживания человека, включая обустройство личного жизненного пространства». Для решения этих задач ключевыми механизмами реализации «Программы-2020» определяются: каркасно-кластерный подход, формирование опорных зон развития и селективная государственная политика развития арктических территорий. При этом предполагается опережающее строительство транспортного, энергетического и социального каркаса территории и концентрации ресурсов на приоритетных опорных зонах развития и освоения. В «Программе 2020» совершенно справедливо отмечается, что «для развития Арктической зоны Российской Федерации требуется принципиально иное качество транспортной и энергетической инфраструктуры, а также социальной сферы». Селективная государственная политика при развитии АЗРФ предполагает особые подходы к осуществлению бюджетной, налоговой, тарифной и социальной политики государства. Главные из перечисленных основных положений в новом пакете федеральных документов, регламентирующих цели, задачи и целевые показатели дальнейшего социально-экономического развития Мурманской области, формулируются в «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 г.». Она определяет в качестве стратегической цели социально-экономического развития региона «обеспечение высокого качества жизни населения». Очевидно, что для этого требуется разработка целевых мер региональной социальной политики. Проведенные исследования показали, что особые условия «северности», с одной стороны, предъявляют к человеческому капиталу повышенные требования, а с другой - обуславливают повышенный «износ» трудовых ресурсов, заключающийся в том, что процессы адаптации идут на севере сложнее, и по прошествии 10-15 лет приводят к истощению резервов организма человека (подробнее на эту тему см., например, [22]. В связи с этим социальная политика на Севере должна быть в первую очередь направлена на решение стратегической задачи управления различными социальными рисками - снижением качества здоровья, травматизмом, инвалидностью, безопасностью и т.д. Кроме того, демографический процесс постарения населения в регионах Севера, и, в частности, в Мурманской области, протекает значительно ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19) 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz