Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №4.
границы территории российской части Арктики до сих пор так и не разработано. На данный момент в состав сухопутных территорий Арктической зоны РФ входят территории 9 субъектов Российской Федерации, из которых только территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, а также земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане****, вошли полностью. При этом в АЗРФ не вошли, например, северные районы (улусы) республики Якутия, порт Игарка и пр. В этом вопросе более обоснованной представляется позиция М.А. Жукова, который, исходя из соображений преемственности и задач осуществления оперативного государственного и регионального управления, предлагает включить в состав АЗРФ территории на основе выделения целостных природно-хозяйственных территориальных комплексов арктического и субарктического облика [8]. Во-вторых, серьезную проблему представляет собой фактическое отсутствие финансирования утвержденной правительством «Программы-2020». Предварительно общий объем финансовых ресурсов для реализации программных мероприятий в оптимальном варианте на 2014-2020 гг. оценивался в 1.793 трлн рублей. Бюджетные ассигнования федерального бюджета с учетом прогнозной ориентировочной потребности на этот же период должны были составить около трети всей суммы - 623.3 млрд рублей. Предполагалось, что реализация программы позволит к 2020 году увеличить вклад АЗРФ в ВВП России с 5.6 до 14%. Однако на данный момент реализация Государственной Программы-2020 фактически заморожена, а финансирование ни на 2014, ни на 2015, ни на 2016 год не выделено. В-третьих, не разработана полноценная нормативно-правовая база реализации Программы 2020, включающая в себя пакет инструкций, нормативов и подпрограмм, разъясняющих и регламентирующих механизмы и методы ее реализации, не указан единый руководящий орган реализации программы, равно как и не определены критерии ответственности за ее исполнение. Между тем, научная общественность настаивает на восстановлении органа, подобного прежнему «Госкомсеверу» [9, 10] или на создании нового «широтного президентского органа» по координации арктического направления тематики регионального развития и управлению делами Севера с определенными полномочиями в распоряжении ресурсами, в том числе долей природной ренты, финансированием из бюджета и обязательствами по обеспечению социально экономического развития территорий [12; 13, с. 21; 14. с. 251]. В-четвертых, основными механизмами реализации вышеуказанной «Стратегии-2020» являются «Программа-2020» и иные государственные программы РФ, федеральные и ведомственные целевые программы, а также отраслевые стратегии, региональные и муниципальные программы, программы крупных компаний, предусматривающие мероприятия, направленные на комплексное развитие территории АЗРФ. Отметим особо, что «Программа- 2020», кроме базовых принципиальных положений, не содержит каких-либо целевых индикаторов и механизмов их достижения и контроля, а мероприятия Программы предполагается решать в рамках уже действующих программ, что плохо согласуется с заявленными принципами и целями развития АЗРФ. Основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике «Основы-2020» определяют, среди прочих, «использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве стратегической ресурсной базы Российской Федерации, обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны». Такая формулировка фактически возлагает на территории, входящие в АЗРФ, весьма ответственную миссию социально-экономического обеспечения перехода страны на инновационный путь развития. Как справедливо отмечает В.И. Сморчкова [14], успешное выполнение этой миссии зависит в первую очередь от социального и экономического развития самих северных территорий, которые, как известно, Современные вызовы, векторы развития и противоречия социальной политики. **** Указанные в Постановлении Президиума Центрального Исполнительного Комитета СССР от 15 апреля 1926 г. "Об объявлении территорией Союза ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане" и других актах СССР. 114 ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz