Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №4.

Роль ИППЭС КНЦ РАН в экологическом образовании школьников под воздействием интенсивного развития промышленности в Мурманской области. Дети могут увидеть морфологические изменения организмов рыб, которые обитают в водоемах, подверженных техногенному воздействию (рис. 4). Рис. 4. Изменения в морфологии рыбы при загрязнении естественных водоемов Показательный и вызывающий большой интерес объект исследований лаборатории - диатомовые водоросли (рис. 5). Они проявляют высокую чувствительность к уровню загрязнений, оцениваемому по химическим показателям качества воды. Сотрудниками лаборатории разрабатываются методические подходы к реконструкции прошлых климатических и экологических условий по результатам анализа химического состава донных отложений, сообществ диатомовых водорослей и хирономид. Рис. 5. Водоросли - биоиндикаторы загрязнения водоемов Как было отмечено выше, работа со школьниками проводится уже несколько лет. С 2013 года мы ведем занятия с детьми дошкольного возраста (рис. 6). На базе д/с № 48 «Ивушка» для детей старшего дошкольного возраста разработан обучающий курс эколого­ оздоровительного просвещения и воспитания «Юный эколог», который предполагает проведение серии бесед, практических занятий и экскурсий. В настоящее время программа уже работает и, нужно сказать, дает хороший результат. Дети 6-7-летнего возраста способны понять, кто такие микробы и каковы их функции, усвоить разнообразие грибов на деревьях, обитателей дна водоемов, жителей озер и роль леса в жизни нашей планеты в целом. Продолжительность подобных занятий не превышает 30 мин. Они проходят в легкой, веселой обстановке, включающей подвижные игры, которые способствуют лучшему усвоению полученной информации, развитию творческого подхода к процессу обучения у детей дошкольного возраста. 110 ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 4/2014(19)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz