Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №3.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ И ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ УДК 332.1; 342; 352.075 АНАЛИЗ ТРАНСФОРМАЦИЙ В СФЕРЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: ВЫБОРЫ ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Н.А.Серова Институт экономических проблем им. Г.П.Лузина КНЦ РАН Аннотация Представлены результаты анализа трансформаций в сфере местного самоуправления в Мурманской области. На примере 40 муниципальных образований показано изменение приоритетов от прямых выборов глав муниципальных образований в пользу косвенных. Сделан вывод, что говорить о местном самоуправлении как о сформировавшемся институте и его эффективном функционировании пока нельзя. Во многом это обусловлено тем, что реформы последних лет направлены на то, чтобы усилить государственный контроль над муниципалитетами, используя в первую очередь правовые и финансовые рычаги управления. Ключевые слова: местное самоуправление, муниципальные выборы, глава муниципального образования, Мурманская область. Конституция Российской Федерации более 20 лет назад закрепила местное самоуправление как форму народовластия, предполагающую самостоятельное решение населением (непосредственно или через создаваемые им органы) широкого круга вопросов местного характера. Основная законодательная база в области местного самоуправления была сформирована в 1995-1998 гг. Именно в этот период были приняты ключевые законы о местном самоуправлении: ФЗ №154 «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ФЗ №138 «Об обеспечении конституционных прав граждан РФ избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», ФЗ №126 «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», ФЗ №55 «О ратификации Европейской хартии местного самоуправления» и др. Ими было введено понятие муниципальной собственности, определены основные механизмы правовой защиты и разработаны вопросы о финансово-экономических предпосылках самостоятельности местного самоуправления, предусматривалось избрание главы муниципального образования на всенародных выборах, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава [1-2]. Вплоть до принятия ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ФЗ №131 «Об общих принципах...») избранный населением глава мог являться председателем представительного органа и возглавлять администрацию муниципального образования. Применение подобной системы управления обеспечивало сильное политическое и административное руководство муниципальным образованием, особенно в случаях, когда глава муниципального образования возглавлял и представительный орган местного самоуправления, и администрацию [3: 41]. В настоящее время порядок избрания главы муниципального образования устанавливается Уставом муниципального образования в соответствии со статьей 36 п.2 ФЗ №131 «Об общих принципах.», которая предусматривает несколько вариантов избрания главы муниципального образования: 1) глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах и является главой местной администрации. Этот вариант получил наибольшее распространение в 1990-х гг. 2) глава муниципального образования избирается на муниципальных выборах, входит 68 ВЕСТНИК Кольского научного центра РАН 3/2014(18)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz