Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №2.

К значительным результатам данной экспедиции относятся и сделанные художником Редером* в ее ходе рисунки, которые в 1933 г. неожиданно нашлись на складе старых изданий Академии наук. Как оказалось, их серия (в количестве семи), переведенная на камень в литографии Тюлева, должна была составить предназначавшийся для продажи альбом рисунки, под заголовком «К. Е. v. Baers Reise auf Nowaja Semlia» [2]. Однако иллюстрации не были опубликованы и пролежали на складе 96 лет. А между тем, они представляли собой ценнейший материал в ряду весьма скудных данных, имеющихся об этой экспедиции. По отзыву уже упоминавшегося исследователя Новой Земли А. И. Толмачева, они очень точно воспроизводят картины природы арктического архипелага и тем самым бесспорно интересны для истории науки как изображения Новой Земли, запечатленные во времена, когда отсутствовала фотография, очевидцем-художником под наблюдением крупнейшего естествоиспытателя Бэра [2]. 5 рисунков из этого альбома являются единицами хранения персонального фонда К.М. Бэра Музея-Архива ЦГП КНЦ РАН и выставлены в постоянной экспозиции. По отзывам компетентных лиц, им нельзя отказать и в чисто художественной ценности. Это весьма характерные для раннего периода литографской техники работы с авторской акварельной окраской. Произведения представляют собой прекрасно разработанные, тонко сделанные пейзажи, несомненно, свидетельствующие о незаурядном даре опытного художника-пейзажиста. Особенно интересна работа «Деревня Пялица, в Русской Лапландии» (см. рис. 1). По мнению специалиста по литографии П.Е. Корнилова, работа должна была занять место в ряду литографий Русского музея [2]. М.М. Соловьев в книге «Бэр на Новой Земле» так описывает эту работу: «Суда стали на якорь у деревни Пялицы, расположенной в юго-восточной части Кольского п-ова, изображенной Редером на исключительном по передаче настроения листе. Раскраска его обращает внимание удивительной мягкостью. Архитектурный пейзаж, кресты, погосты, обрывистый берег и пр. прекрасно дают понятие об этом уголке» [2]. К сожалению, именно этот лист представлен в собрании Музея-Архива в монохроме, но это не умаляет его привлекательности. Рис. 1. Деревня Пялица, в Русской Лапландии. Редер,1837. Музей-Архив ЦГП КНЦ РАН, ОФ 395 Географические ландшафты Новой Земли запечатлены на трех работах: вид на западный берег перед входом в пролив Маточкин Шар (рис. 2); гора Матюшев Камень —вход в губу Серебрянку (рис. 3); южный берег Маточкина Шара, в центре —гора Носилова (рис. 4). Все рисунки выполнены с топографической точностью. В правом углу пейзажа, изображающего гору Матюшев камень (см. рис.З), расположены четыре человеческие фигуры. Крайняя фигура, сидящая лицом к зрителям, несомненно, сам К.М. Бэр, Остальные, надо полагать, члены экспедиции. К сожалению, ни в одном из доступных нам источников нет указания на имя этого человека. 5

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz