Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

• инвестирование в развитие инженерной и транспортной инфраструктур, жилищное строительство с учетом задач развития кластеров, реализация мер налогового регулирования для участников кластеров; • финансирование инноваций в рамках федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», обеспечение научным оборудованием центров коллективного пользования, поддержка проектов выполнения научно-исследовательских работ и НИОКР; • программы Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд Бортника): поддержка создания новых инновационных предприятий; • помощь в реализации инновационных проектов, выполняемых малыми инновационными предприятиями на основе собственных разработок и при участии вузов; • поддержка НИОКР, в том числе проводимых предприятиями для освоения лицензий на новые технологии и технические решения, приобретаемых у российских вузов, академических и отраслевых институтов; • разработка мер по развитию механизмов субконтрактации и содействию внедрению отечественными предприятиями и организациями системы менеджмента качества в целях совершенствования цепочек добавленной стоимости. В соответствии с рекомендациями Министерства региональными органами власти многих субъектов Федерации были разработаны приказы и распоряжения о создании и поддержке кластеров. В то же время кластерная политика практически не имеет законодательного закрепления на федеральном уровне, на региональном уровне формирование кластеров предусматривается, как правило, в таких документах, как стратегии, программы и концепции социально-экономического развития. Таким образом, можно сказать, что кластерная политика в России проходит этап активного формирования. Ее цель - создание центров новой экономики - высококонкурентных кластеров, стимулирующих кооперацию и экономическое развитие территорий. Соответствующие инициативы, предложения и рекомендации генерируются Министерством экономического развития РФ, Администрацией Президента, общественными организациями. Региональные администрации также прикладывают усилия для разработки кластерных программ и пытаются выстроить свою экономику с учетом этого механизма развития. Каждый регион имеет различные административные, финансовые, организационные возможности для реализации кластерной политики. Однако ее успех во многом определяется профессионализмом региональных и местных органов власти, участием в формировании кластеров бизнес-структур, научных организаций, способных качественно проработать экономические и организационно­ правовые вопросы, а также разработать стратегию формирования кластера. Несмотря на определенные усилия федеральных и региональных властей по формированию кластерных структур, лишь относительно небольшая часть проектов развития кластеров достигла стадии практической реализации. И сегодня скорее можно говорить о потенциальных кластерах, которые, при условии создания необходимых условий их эффективного функционирования, могут обеспечить достижение целей повышения конкурентоспособности бизнеса и позитивного вклада в социально-экономическое развитие соответствующих территорий. О реализации предпосылок формирования кластера и трансграничного сотрудничества в секторе обслуживания горнодобывающей промышленности на юге Кольского полуострова Одним из первых реальных шагов к формированию на территории Мурманской области кластерных структур можно с уверенностью назвать запуск проекта «Salla Gate - Партнерство в области бизнеса и туризма» (2012-2014 гг.), достаточно подробное описание которого содержит статья [14]. Главными задачами проекта стали поиск экономических предпосылок для обоснования возможности и целесообразности создания на юге Кольского п-ова и севере Скандинавии трансграничного кластера, обслуживающего горнодобывающие предприятия, и разработка и продвижение организационных механизмов его формирования. Для реализации поставленных задач в течение первого года реализации проекта была проведена работа по выявлению потенциальных 89

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz