Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

этого кластера системы - образования, инновационная, сеть связанных производств и услуг - обладают самостоятельной ценностью и формируют условия для развития устойчивых конкурентных преимуществ. Прогнозируемые темпы развития этого кластера до 2015 г. составляют 8.1% в год, что превышает ожидаемые темпы развития экономики в целом более чем в 2.5 раза (3.2%) [11]. Теоретические исследования и мировой практический опыт показали, что, как подчеркивает в одной из своих работ профессор Б.С. Жихаревич, одно из важных условий кластерной политики - «умение организовать партнерские отношения внутри кластера, не ограничивая конкуренцию участников кластера» [13, с. 23]. Для определения такого совмещения сотрудничества и конкуренции в английском языке возникло специальное слово «coopetition» (иногда «coopertition» или «co-opertition»). Российский аналог такого термина, совмещающего слова «сотрудничество» и «конкуренция», - «сотруенция» (как «два в одном»). « ^op e^^on возникает, когда компании работают совместно в отдельных частях своего бизнеса, которые не являются их уникальными конкурентными преимуществами, и когда каждая из компаний получает возможности экономии за счет совместных расходов» [13, с. 22]. Таким образом, исходя из теоретических представлений, первоочередный результат кластерного подхода состоит в создании или улучшении взаимоотношений сетевого типа, так как основная цель кластерной политики - максимизация выгоды, которую участники кластера могут получить благодаря возможностям сетевого сотрудничества. Государственное регулирование кластерообразования в российских условиях Мировой опыт и современные требования к конкурентоспособности экономики убедительно доказывают необходимость проведения активной кластерной политики и в России. Правительством РФ в последние годы был предпринят ряд конкретных шагов в направлении формирования кластерной политики. В первую очередь государственная поддержка развития кластеризации в стране нашла свое отражение в законотворчестве в инновационной области и собственно кластерной политике (кластерных инициативах и иных элементах кластерного подхода): Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.; Стратегия развития науки и инноваций в РФ до 2015 г.; Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (2008), Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации (2009) и т.д. Принятые Министерством экономического развития РФ Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [12], включают три блока. 1. Содействие институциональному развитию кластеров, в первую очередь разработка стратегии их развития, включая: • стимулирование инноваций и коммерциализации технологий; • содействие в предоставлении консультационных услуг; • мониторинг и прогнозирование потребностей рынка труда, планирование, участие в разработке государственного задания на подготовку специалистов; • разработка и распространение руководств и пособий по организации управления на предприятиях с учетом отраслевой специфики. 2. Меры, направленные на повышение конкурентоспособности участников кластера, в том числе: • содействие разработке программ долгосрочных партнерских исследований, кооперации предприятий при финансировании и реализации научно-исследовательских и опытно­ конструкторских разработок (НИОКР); • субсидирование части затрат предприятий на создание промышленных образцов, регистрацию и правовую охрану изобретений за рубежом; • установление льгот по уплате региональных и местных налогов и сборов, а также налога на часть прибыли, подлежащей уплате в бюджет субъекта РФ; создание особых экономических зон регионального уровня; • совместная реализация образовательных программ (материально-техническое, технологическое и кадровое обеспечение целевой подготовки). 3. Формирование благоприятных условий для развития кластера, включая: 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz