Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

В 2013 г. со всеми потенциальными грузоотправителями подписаны соглашения о перевозке грузов по Северному широтному ходу. Их подписывали грузоотправители, ОАО «РЖД», Ямальская железнодорожная компания и Правительство ЯНАО, которое со своей стороны выступает гарантом строительства Северного широтного хода. Таким образом подтверждена необходимая грузовая база, являющаяся главным аргументом для реализации проекта. Была также актуализирована финансовая модель проекта, в которой уточнены объемы и структура грузов, планируемых к перевозке по железнодорожным линиям Северного широтного хода. Сформированная организационно-финансовая модель проекта позволит начать его реализацию в 2014 г., не выходя за пределы бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» с учетом привлечения проектного финансирования на линейные участки Северного широтного хода. Проведены переговоры со Сбербанком России, Внешэкономбанком, Газпромбанком, ВТБ «Капитал» по вопросам финансирования проекта. В Арктике капитальные затраты на транспортную инфраструктуру очень высоки. Нередко каждая компания самостоятельно разрабатывает свою логистику, и зачастую несогласованность транспортных стратегий отдельных компаний приводит к неоправданному дублированию объектов, росту совокупных затрат. В такой ситуации, как показывают приведенные примеры, решающая роль принадлежит государству, и опережающее развитие инфраструктуры по сформулированному государством плану должно стать залогом успеха развития и бизнеса, и регионов. Следует отметить, что в опубликованном в ноябре 2013 г. на сайте Минрегиона России проекте госпрограммы по социально-экономическому развитию Арктической зоны РФ на период до 2020 года отмечается, что проведенный при подготовке этого документа анализ целей, задач, программных мероприятий, некоторых итогов работ, выполненных в рамках действующих федеральных целевых программ, а также намеченных в госпрограммах, показал, что проблемы устойчивого развития Арктической зоны РФ решаются в них разрозненно, фрагментарно и несистемно, это и обусловливает формирование координирующего программного инструмента развития Арктической зоны РФ, которым должна стать госпрограмма по Арктике. ЛИТЕРАТУРА 1. Чернов В. Дела Белкомурные. 16.12.2013. Режим доступа: http://portnews.ru/comments/1715/. 2. Использовать новый порт в Архангельске на полную мощность позволит только «Белкомур», 11.02.2009. Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/1123377.html. 3. Тараканов М.А. Проект «Ямал СПГ»: комплексный подход к освоению нового района в Арктике // Развитие Севера и Арктики: проблемы и перспективы: материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Апатиты, 14-16 ноября 2012 г. Апатиты: Изд. КНЦ РАН, 2012. С. 49-50. 4. Минин М. Ямал не потерпит простых решений // Морские порты. 2011. № 8 (99). С. 28-30. 5. Вылиток А. Северный широтный ход нужен всем. 20.11.2013. Режим доступа // http://www.arctic-info.ru/Interview/Page/severnii- sirotnii-hod-nyjen-vsem. Сведения об авторе: Тараканов Михаил Афанасьевич - старший научный сотрудник; e-mail: tarakanov@iep.kolasc.net.ru. рабочей группы: осуществление государственной политики по реализации проекта; обеспечение социальных и экономических интересов автономного округа при принятии решений по реализации проекта; организация взаимодействия исполнительных органов государственной власти автономного округа с федеральными органами исполнительнойвластии организациями. 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz