Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

Нынешний вариант проекта Северного широтного хода - железная дорога протяженностью 707 км по маршруту Обская-2 - Салехард - Надым - Коротчаево***. Предусмотрена реконструкция устаревшего участка линии от Надыма до Нового Уренгоя, строительство ветки Салехард - станция Обская, возведение более 70 мостовых переходов и двух гигантских двухъярусных мостов через реки Надым и Обь. Провозная способность Северного широтного хода составит в среднем 20 млн т грузов в год. Цена проекта - 190 млрд руб. В сентябре 2011 г. началось строительство мостового перехода через реку Надым стоимостью 14 млрд руб., которое полностью финансируется Правительством ЯНАО. Строительство планируется завершить не позднее 2015 года. В федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» федеральные средства предусмотрены только на строительство мостового перехода через р. Обь в районе г. Салехарда. В редакции указанной Программы от 02.11.2013 сроки строительства этого объекта определены на 2015-2019 гг. (согласно постановлению Правительства РФ от 05.05.2014 № 401, в предыдущей редакции эти сроки устанавливались на 2010-2015 гг.). Из общего объема финансирования в размере 69.2 млрд руб. средства федерального бюджета составляют 61.0 млрд руб., средства бюджетаЯНАО - 8.1 млрд руб. Однако выделение федеральных средств планируется только с 2017 г. Специалисты же считают, что откладывать строительство моста нельзя. В связи с этим в настоящее время рассматривается предложение по альтернативной схеме финансирования строительства моста - на условиях государственно-частного партнерства [5]. Все остальное финансирование строительства Северного широтного хода должно осуществляться за счет внебюджетных источников. В проекте «Северный широтный ход» примут участие «Корпорация развития», «РЖД», «Газпром» и Ямальская железнодорожная компания (ЯЖДК). «РЖД» и «Газпром» выделят средства на реконструкцию своих участков, а «Корпорация развития» обеспечит строительство новых участков Северного широтного хода. В 2013 г. на участки нового строительства разработана проектная и рабочая документация и получены положительные заключения Главгосэкспертизы РФ. В дальнейшем все объекты Северного широтного хода, кроме моста через Обь, будут переданы в собственность ЯЖДК, которая обеспечит перевозку грузов по Северному широтному ходу. Проблема грузовой базы и эффективности проекта стояла очень остро с момента появления идеи этого проекта. Поэтому вполне закономерно, что в качестве первой позиции в перечне поручений Президента РФ от 28.06.2013 № Пр-1380 была сформулирована необходимость Правительству ЯНАО совместно с открытыми акционерными обществами «РЖД», «Газпром», «Корпорация развития» и организациями-грузоотправителями подтвердить грузовую базу, перевозки которой предполагается осуществлять по железнодорожному Северному широтному ходу, и объем, гарантирующий эффективность реализации проекта строительства железнодорожного Северного широтного хода, в том числе путем парафирования соглашений **** с потенциальными грузоотправителями об объемах и о стоимости предполагаемых перевозок . ***Продолжение железной дороги от Коротчаево на восток и строительство новых линий Коротчаево - Русское (122 км) и Русское - Игарка (482 км) в целях обеспечения подходов к портам Дудинка и Игарка Северного морского пути, освоения и обустройства Русского и Заполярного нефтегазовых месторождений полезных ископаемых, обустройства месторожденийКрасноярского края намечено на 2016-2030 годыв Стратегииразвитияжелезнодорожного транспорта РФ до 2030 года, утвержденной распоряжениемПравительства РФ от 17.06.2008 № 877-р. Необходимо отметить, что первоначальный проект строительстважелезной дороги «Салехард - Игарка» относился к 1949 г. Тогда сроком сдачи дороги в постоянную эксплуатацию был определен 1955 год. Выход железной дороги на стык морских и речных коммуникаций обеспечил бывозможность создания в районе Игарка - Ермаково крупного транспортного узла. В 1953 г. - ко времени прекращения строительства дороги- проложили 652 кмжелезнодорожного пути. В дальнейшемчасть оборудования вывезли, часть броили. Лишь несколько участков так называемой «мертвой дороги» эксплуатируются сегодня различнымиорганизациями. ****В соответствии с постановлением правительства Ямала от 14.02.2014 г. № 109-П образована межведомственная рабочая группа по реализации проекта строительства железнодорожного Северного широтного хода. Она создана для согласования действий региональной исполнительной власти с федеральными органами исполнительной власти РФ и организациямипореализациипроектастроительстважелезнодорожноймагистрали "Северныйширотныйход", а также для эффективного исполнения перечня поручений Президента РФ от 28.06.2013 № Пр-1380. Среди основных задач 84

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz