Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

на п-ове Ямал**, среди мероприятий которого определено создание необходимой транспортной инфраструктуры (строительство аэропорта, морского порта, танкерного флота и др.). Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 № 1201 в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» добавлена новая позиция «Строительство объектов морского порта в районе пос. Сабетта на п-ове Ямал, включая создание судоходного подходного канала в Обской губе». Бюджетные инвестиции из федерального бюджета были определены в размере 47296.9 млн руб., внебюджетные источники со стороны ОАО «НОВАТЭК» - 25910.2 млн руб. Учитывая, что строительство морского порта будет вестись на основе государственно­ частного партнерства, ОАО «ЛЕНМОРНИИПРОЕКТ» [4] согласно договору, заключенному с заказчиком ОАО «Ямал СПГ» в июне 2011 г., разделил проектирование на два периода: • строительство объектов подготовительного периода; • строительство основных объектов морского порта. К объектам федеральной собственности относятся: подходной канал с операционной акваторией, морской канал, системы управления движением судов и навигационного оборудования, здания морских служб, оградительные ледозащитные сооружения. Объекты инвестора: технологические причалы по перевалке СПГ, газового концентрата и нефти, причалы накатных и строительных грузов, причалы портофлота, складские помещения, административно-хозяйственная зона, инженерные сети и коммуникации. Распоряжением Правительства РФ от 13.07.2012 № 1259-р на западном берегу Обской губы, в 5 км к северо-востоку от вахтового поселка Сабетта и в 30 км к юго-востоку от поселка Тамбей признано целесообразным строительство морского порта, постановлением Правительства РФ от 25.04.2013 № 374 этому порту присвоено наименование «Сабетта». Это федеральный порт с будущим терминалом ОАО «НОВАТЭК». По расчетам первая линия по производству СПГ должна войти в строй в 2017 г., к этому времени порт начнет перевалку и отгрузку углеводородного сырья. В декабре 2013 г. министр транспорта России М. Соколов и губернатор ЯНАО Д. Кобылкин подписали меморандум о сотрудничестве между Минтрансом России и Правительством ЯНАО, в котором намечено рассмотреть вопрос о перепрофилировании порта Сабетта в многофункциональный порт за счет формирования сухогрузной части порта на основе объектов железнодорожной, авиационной и автодорожной инфраструктуры и довести грузооборот с запланированных 32 млн т в год (только по жидким грузам) до 70 млн т в год к 2040 г., а также об образовании в районе железнодорожной станции Обская-2 пропускной способности к 2035 г. до уровня внеклассной станции. Для полноценного использования многофункционального порта нужно проложить железную дорогу от Сабетты до Бованенково, между которыми около 200 км. Правительство ЯНАО направило в Минтранс России обращение о включении строительства этой железной дороги в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года. Один из ключевых моментов перепрофилирования порта Сабетта в многофункциональный порт - активизация реализации проекта строительства железнодорожной магистрали Северный широтный ход. Проект «Северный широтный ход» - большой и комплексный, он позволит разгрузить Транссиб, свяжет Ямал с Уралом и северо-западом России, а в перспективе обеспечит вывод транспортной системы России к Севморпути - через п-ов Ямал, Баваненково к Сабетте. Одновременно предполагается усилить железнодорожную магистраль Лабытнанги - Чум - Котлас - Коноша, с Распоряжением Правительства РФ от 19.12.2013 г. № 2413-р развитие производства сжиженного природного газа определено не только на базе Южно-Тамбейского месторождения (СПГ-1) с выходом на проектную мощность 5-5.5 млн тонн по каждой очереди в 2018, 2019 и 2020 годах, но и на базе Салмановского (Утреннего) и Геофизического нефтегазовых месторождений (СПГ-2) с выходом на проектную мощность 5-5.5 млн тонн по каждой очереди в 2022, 2024 и 2025 годах, а также на базе Северо-Обского и Восточно- Тамбейского участков (с направлением в последнем случае добытого природного газа на сжижение на заводы СПГ-1 и СПГ-2). 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz