Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.
утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р, в числе основных направлений развития транспортной инфраструктуры Северо-Западного федерального округа в 2016-2030 гг. в сфере железнодорожного транспорта намечено строительство технологических линий Сыктывкар - Пермь (Соликамск), Вендинга - Карпогоры. В октябре 2012 г. на заседании рабочей группы ОАО "РЖД" по Белкомуру были окончательно согласованы основные технические параметры и прогноз грузовой базы, а также определены принципы взаимодействия сторон в процессе реализации проекта. Финансирование разработки проектно-сметной документации проекта достигало в 2013 г. 3.8 млрд руб. Общая стоимость проекта Белкомур в ценах 2012 г. равна 175 млрд руб., в том числе 140 млрд руб. на новое строительство и еще 35 млрд руб. - на реконструкцию существующих веток. Пропускная способность создаваемой линии около 35 млн т грузов в год. Основной объем грузовой базы по магистрали должны создавать новые грузы. При этом доля возникающих непосредственно в полигоне тяготения магистрали грузов составляет порядка 40%. Исходя из планируемой структуры грузопотока, больше половины будет приходиться на уголь. Также по магистрали предполагается перевозить химические и минеральные удобрения, нефтепродукты, лесные грузы и прочее, а также экспортные грузы, следующие из стран Северной Европы в Россию и транзитом в страны Юго-Восточной Азии. Срок проектирования и строительства магистрали - 5 лет. При запуске проекта в 2016 г. магистраль может быть введена в эксплуатацию в 2020 г. Проект Белкомур предполагает выход на Архангельский порт, для этого необходимо создать глубоководный порт в Архангельске. Следует отметить, что администрация Архангельской обл. уже изначально рассматривала строительство Белкомура только совместно со строительством глубоководного порта в Архангельске [2]. В федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 2020 гг.)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 05.12.2001 № 848 (ред. от 02.11.2013), среди важнейших инвестиционных проектов подпрограммы «Морской транспорт» намечена реконструкция подходного канала к порту Архангельск (общая длина канала - 55 км, в том числе морская - 9.2 км, речная - 45.8 км, длина искусственных прорезей на речной части - 18.4 км; объем дноуглубительных работ - 10 млн куб. м; проектирование - 2017 г., строительство и реконструкция - 2018-2020 гг.). Общий объем финансирования определен в размере 14235.5 млн руб., в том числе за счет средств: федерального бюджета - 3335.5 млн руб., внебюджетных источников - 10900 млн руб. В октябре 2013 г. в правительство Архангельской обл. представлен проект строительства глубоководного порта. Глубоководный район планируется построить в 55 км севернее основной территории порта, что потребует подведения железнодорожной ветки. Проектом предусматривается максимальная осадка судов в 11 м (в настоящее время порт Архангельск обеспечивает прием судов осадкой до 9 м) и потенциальный грузооборот в 28 млн т, из которых более 3.5 млн т придется на уголь, 17.5 млн т - на контейнерные грузы, 2.5 млн т - на наливные (в настоящее время мощности Архангельского морского порта с нефтяными терминалами позволяют перерабатывать до 4.5 млн т грузов в год). В случае успешного строительства порт сможет принимать суда грузоподъемностью до 75 тыс. т. Расчетное время окупаемости проекта - 8 лет. Глубоководный порт планируют построить к 2020 г., но пока не ясно, кто будет инвестором проекта. Потенциальные инвесторы глубоководного района порта ожидают определенности по проекту Белкомур. Получается своего рода замкнутый круг. Особую ценность приобретает удачный опыт государственно-частного партнерства по комплексному и синхронному развитию транспортной инфраструктуры, необходимой для реализации проекта «Ямал СПГ» [3] с перспективой превращения морского порта Сабетта в многофункциональный порт как одну из опорных точек на трассе Северного морского пути с учетом реализации проекта Северный широтный ход. В связи с инициированной ОАО «НОВАТЭК» разработкой Южно-Тамбейского газоконденсатного месторождения распоряжением Правительства РФ от 11.10.2010 № 1713-р утвержден комплексный план по развитию производства сжиженного природного газа (СПГ) 81
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz