Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

УДК 333.984 ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОЕКТЫ В АРКТИКЕ: СИНХРОНИЗАЦИЯ, КОМПЛЕКСНОСТЬ* М.А.Тараканов Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН Аннотация Рассмотрены история, проблемы и перспективы синхронной и комплексной реализации взаимосвязанных транспортных проектов в Арктике на примерах проекта Белкомура совместно с проектом строительства глубоководного порта в Архангельске, а также проекта строительства многофункционального морского порта Сабетта совместно с проектом строительства Северного широтного хода. Ключевые слова: Арктика, Архангельск, Белкомур, Сабетта, Северный широтный ход. На прошедшей в декабре 2013 г. в Санкт-Петербурге III Международной конференции «Арктика: настоящее и будущее» губернаторы северных регионов России предложили рассматривать проекты Белкомур, Северный широтный ход, Мурманский транспортный узел, строительство морского порта Сабетта и расширение порта Архангельск как взаимосвязанную инфраструктуру Единой арктической транспортной системы. Специально для этих целей Республикой Коми и Мурманской областью создана рабочая группа по синхронизации проектов, подписано соглашение о совместной деятельности между проектными компаниями МК «Белкомур» и УК «Мурманский транспортный узел», проводится коллективная работа с ОАО «РЖД» и российскими институтами по формированию единой транспортной системы и корреспонденции грузопотоков [1]. Ранее, в сентябре 2013 г., в Салехарде в ходе работы III Международного арктического форума «Арктика - территория диалога» губернатор Республики Коми В. Гляйзер заявил, что Правительство Коми считает важным включение проекта Белкомур в госпрограмму развития Арктической зоны РФ до 2020 года. Первые планы по строительству железнодорожного сообщения между Уралом и Архангельском для экспорта российской продукции в страны Европы появились еще в начале XX в. - в период интенсивного развития железных дорог в России. Но из-за изменения общей социальной, экономической и политической ситуаций в России они не были реализованы. В советское время работы по строительству железных дорог в районах проектируемого маршрута Белкомура велись с 1930-х гг. К началу 1950-х гг. были построены участки Архангельск - Карпогоры и Вендинга - Микунь протяженностью примерно 440 км. Так как работы велись в основном силами заключенных, с проведением амнистии в середине 1950-х гг. они были остановлены. Следующий шаг в направлении Белкомура совершился уже в постсоветское время, когда в 1996 г. была создана специальная компания - оператор проекта - ОАО «Межрегиональная компания «Белкомур» (ОАО «МК «Белкомур»). В 1996 г. при поддержке Министерства путей сообщения РФ и за счет финансирования регионов-инициаторов начались работы по строительству продолжения линии Микунь - Вендинга в направлении Архангельска. Но в условиях кризиса 1998 г. работы прекратились. Сегодня объекты незавершенного строительства находятся на балансе ОАО ”МК ’’Белкомур”. В целом проект Белкомур включает в себя строительство двух недостающих участков железнодорожной магистрали, которая соединит Соликамск, Гайны, Сыктывкар, а также Карпогоры и Вендингу. В Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., * Исследование проводится при поддержке гранта РГНФ 12-32-06001 «Российская Арктика: современная парадигма развития». 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz