Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

эвдиалит, обнаруженный за пределами Кольского п-ова только в двух точках планеты, да и то в малых количествах. Последний даже привлекательнее лопарита, так как содержит 2-3% РЗМ, то есть практически вдвое больше. Хотя по разным элементам это соотношение тоже существенно различается, но спектр редких металлов в эвдиалите значительно шире: циркон, гафний, тантал, ниобий, лантаноиды и т.п. Запасы руд, доступных к отработке открытым способом, уже сейчас оцениваются в 80 млн тонн, а прогнозные ресурсы на порядок выше. Кстати, технологии извлечения редких металлов из лопарита уже отработаны в промышленных, а из эвдиалита - в опытных масштабах. Еще один весьма перспективный источник РЗМ в настоящее время в буквальном смысле хранится в отходах. На Кольском п-ове в Хибинском массиве уже многие десятки лет в огромных масштабах (сотни миллионов тонн) добываются апатитовые руды для производства фосфоросодержащих удобрений. Специфическая особенность содержащих эти руды месторождений, разрабатываемых ОАО «Апатит» (группа «ФосАгро») и ОАО «Северо-Западная фосфорная компания» (группа «Акрон»), - значительное (1-2%) содержание РЗМ, которые, за счет огромных масштабов добычи апатита, ежегодно исчисляются в десятках тысяч тонн. В целом в хибинских рудах сосредоточено около 60% отечественных запасов РЗМ, их извлечение, по мнению специалистов, вполне рентабельно. Так, в Институте геологии рудных месторождений РАН разработан предварительный бизнес-план извлечения редких металлов из фосфогипса, продукта переработки апатитового концентрата, на предприятиях «Аммофос», «Балаковские минеральные удобрения» и др. Капитальные вложения в опытное производство первоначально оценены в 500 млн руб. (напомним, что программа по РЗМ стоит 145 млрд руб.), и оно может быть создано за три-четыре года. Вложения на стадии промышленного освоения составят около полутора миллиардов рублей при сроках окупаемости всего проекта - полтора-два года. Отметим, что эти оценки выполнялись в 2007-2008 гг., то есть до резкого повышения цен на РЗМ-продукцию [5]. Ученые Сибирского отделения РАН проводили схожие оценки по Томтору. Стоимость товарной продукции из одной тонны руды в 2008 г. была определена в 8.5 тыс. долл. США, а после редкоземельного «бума», вызванного внезапным дефицитом вследствие резкого сокращения китайского экспорта, она варьировала от 10 до 20 тыс. долл. в зависимости от степени передела (чистоты товарных продуктов). Суммарная стоимость товарной продукции составила бы 100 млн долл. в год в варианте опытного производства (5-10 тыс. тонн руды) и до 2 млрд долл. - для максимального варианта добычи (100 тыс. тонн) при максимальном варианте цен [7]. Наконец, хочется отметить, что у всех рассмотренных месторождений (Томтор, Ловозеро, Хибины) есть еще одно преимущество. Все они в промышленных количествах содержат металлы иттриевой группы, которые практически отсутствуют в монацитовых и бастенизитовых рудах (отрабатываются в Китае и США), причем цены на них в разы дороже, чем на более распространенные металлы цериевой группы. Кратко подводя итоги проведенному в статье аналитическому обзору, можно сделать следующие выводы: 1) усиление инновационных тенденций в экономике страны есть важнейший и необходимый фактор ее развития, однако они должны не противопоставляться, а наоборот, базироваться на таком естественном конкурентном преимуществе, как природные ресурсы; 2) ресурсные отрасли - не только поставщики сырья для реального сектора, но и своеобразный «локомотив», обеспечивающий платежеспособный спрос на отечественное высокотехнологичное оборудование, в том числе на основе импортозамещения; 3) инновационное развитие требуется осуществлять с созданием отечественного производства комплектующих материалов, среди которых важную группу составляют редкие и редкоземельные металлы; 4) основные их месторождения расположены в Российской Арктике, в экстремальных природно-климатических условиях, поэтому для их освоения в программе «Технология редких и редкоземельных металлов» необходимо предусматривать широкие меры организационно­ правовой поддержки и финансовые преференции; 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz