Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

Очевидно, что в обозримой перспективе северные регионы сохранят за собой сырьевую специализацию с достаточно высоким удельным весом экспорта продукции. Возможно увеличение выпуска сжиженного природного газа, а в европейской части - некоторый рост обрабатывающих производств, в частности, судостроения и судоремонта. Такая стратегия, ориентированная на реальный спрос, соответствует перспективным условиям глобальной промышленной кооперации при длительном сохранении или даже росте потребностей в соответствующих видах сырья. В то же время перспективы сырьевой специализации промышленного сектора северных регионов имеют ряд ограничений и рисков, которые необходимо учитывать при прогнозировании направлений инновационной индустриализации: 1) повышенные издержки производства, что обусловлено как высокими трудозатратами, так и дополнительными транспортными, энергетическими и т.п. видами издержек. При росте международной конкуренции это может оказаться существенным негативным фактором; 2) высокая неустойчивость мировых сырьевых рынков, определяющаяся, с одной стороны, ростом спроса в развивающихся странах, а с другой - политикой ресурсосбережения, осуществляемой практически повсеместно; 3) в мировой практике в целом наблюдается тенденция снижения прибыльности сырьевого сектора, что вызвано как ухудшением условий добычи, так и возрастанием экологических ограничений и уровня отчислений на охрану окружающей среды; 4) нарастают риски стратегического характера, связанные с постоянным улучшением возможностей и показателей перехода на альтернативные виды ресурсов, это в первую очередь касается топливно-энергетического и в меньшей мере металлургического секторов. В составе северных минеральных ресурсов выделяется группа, которая играет крайне важную роль в техническом прогрессе любой отрасли производства, - редкие металлы. Практически все их запасы (включая редкоземельные) в стране находятся в месторождениях Крайнего Севера и Арктики. Они представлены рудами различных формационных типов, где такие металлы входят в основные или попутные полезные компоненты. Промышленное значение имеют все четыре группы, фактически определяющие инновационное развитие экономики: легкие редкие металлы (РМ) - литий, цезий, рубидий, бериллий; тугоплавкие (тяжелые) РМ - титан, цирконий, ниобий, тантал; рассеянные РМ - галлий, селен, теллур, стронций; редкоземельные РМ - иттрий и скандий, лантан и лантаноиды. В Российской Арктике расположены гигантские ресурсы редкоземельных металлов (по оценкам - до 40% мировых). В свою очередь, эти металлы и их соединения в современных условиях определяют инновационный уровень не только отдельных корпораций и отраслей, но и национальных экономик в целом. Без редкоземельных металлов невозможен научно-технический прогресс в экономике, однако их производство в России в последние двадцать лет практически свернуто: вместо роста, характерного для мировой промышленности, оно сократилось в 4 раза. Редкоземельные металлы, как уже отмечалось, - часть обширного понятия «редкие металлы». Все они играют чрезвычайно важную роль, хотя представляют собой, как правило, небольшую добавку в промышленных продуктах. Но при этом в решающей степени определяют продвинутые потребительские свойства этих продуктов и, по существу, оказываются системообразующим фактором их инновационности [4]. Применение редкоземельных металлов (РЗМ) начало быстро расти приблизительно полвека назад и в 2009 г. составляло порядка 10 млрд долл. в стоимостном выражении, или 130 тыс. тонн в пересчете на оксиды (так традиционно оценивается их масса). Один из основных сегментов применения РЗМ - металлургия, где они используются в виде так называемого мишметалла - близкой к природной смеси. Мишметалл легко сплавляется со сталью, абсорбирует «мусорные» примеси (кислород, азот, серу, фтор) и улучшает свойства лигатуры: жаропрочность, устойчивость к коррозии, вязкость. Благодаря высокой температуре плавления РЗМ, их смесь применяется также для легирования титана и алюминия, а при добавлении в популярные хромоникелевые стали они устраняют проблемы, связанные с низкой пластичностью и плохой пригодностью к обработке [5]. Одно из самых перспективных направлений - РЗМ в расширяющемся производстве электро- и гибридных автомобилей. Очевидно, что это основной тренд в современном 74

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz