Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.
поставляется и нефть, добываемая в Сибири, т.е. транспортно-экономические связи в основном связаны с Арктикой. Поэтому выделение южной границы Арктической зоны не вызывает затруднений - природно-хозяйственная граница проходит по южной административной границе Таймырского (Долгано-Ненецкого) АО и Игарского района. В Республике Саха (Якутия) природная граница Арктики несколько севернее, чем на Таймырском п-ове, по равнинным участкам прибрежной тундровой зоны вплоть до р. Колымы. Транспортная граница также пролегает рядом и лишь природно-ресурсная граница имеет отличие, огибая Анабарское плато с юга. В этом есть некоторая проблема для комплексного районирования. Хозяйственная деятельность на рассматриваемой территории имеет традиционную направленность малых коренных народов Севера, а промышленное развитие невелико и связано в основном с горнодобывающей деятельностью (Депутатский ГОК, Куларский прииск, Фестивальный) и др. Завоз и вывоз грузов идет в основном по СМП и частично по р. Лене. Условия жизнедеятельности здесь одни из самых суровых в Арктике - биоклиматическая дискомфортность оценивается в 20.0-28.0 баллов. Исходя из вышеизложенного, предлагается южную комплексную границу Арктической зоны на территории Якутии провести по южной административной границе самых северных в республике улусов - Алланховского, Анабарского, Булунского, Устьянского, Нижнеколымского. На крайнем северо-востоке страны на территории Чукотского АО южная физико географическая и биоклиматическая границы Арктики идут от р. Колымы на восток, проходят по границе зоны тундры и подзоны кустарниковых лесотундр примерно на широте 67°, резко опускаясь к югу от г. Анадырь до 62°. Аналогично пролегает и транспортная граница Арктики. Природно-ресурсная граница имеет несколько другую направленность, проходя на всем протяжении немного южнее линии Полярного круга, где на 130 меридиане в.д. она поворачивает на юго-восток к г. Магадану. Арктическая территория Чукотки ввиду своей гористости, высокоширотному положению и удаленности одна из суровых на севере: биоклиматическая оценка дискомфортности условий жизнедеятельности населения здесь составляет 20.0-27.0 баллов. Специализация хозяйственной деятельности на этой территории связана с традиционными промыслами редкого коренного населения (оленеводство, рыболовство и добыча морского зверя), а в промышленности - с горнодобывающей отраслью (добыча олова, полиметаллов, золота). Часть оловянных ГОКов в последнее время прекратили свое существование, резко сократилась и добыча золота. Готовая продукция, как правило, вывозилась морскими судами в короткий период навигации по СМП на восток и далее на юг. Перспективы развития связываются в основном с разведкой и дальнейшим освоением углеводородного сырья на шельфе Чукотского и Берингова морей. Исходя из этого, комплексная природно-хозяйственная граница Арктической зоны в Чукотском АО проходит по линии южной границы северных прибрежных административных районов - Беринговского, Билибинского (частично), Иультитского, Чаунского, Шмидтовского, Чукотского, Проведенского, Анадырского (частично), г. Анадырь. Однако по аналогии с логическим обоснованием, приведенным для Ямало Ненецкого АО, рассматриваемый субъект Российской Федерации (Чукотский АО) может быть отнесен к Арктической зоне полностью. Представленные результаты выделения из Севера Арктической зоны России с использованием методики комплексного (интегрального) природохозяйственного подхода, учитывающего критерии как природного (физико-географического), так и экономико географического районирования, не являются окончательными и бесспорными, ибо не учитывают сложившейся в стране политики государственного регионального регулирования через систему межбюджетных отношений, федеральных целевых и инвестиционных программ и т.п. Кроме того, в складывающейся последнее время геополитической обстановке вокруг проблем разделения между странами ресурсов Арктического шельфа, важное значение имеют факторы целостности и управляемости региональных хозяйственных структур. С этой точки зрения и для эффективности государственного управления целесообразно стремиться к выделению в Арктической зоне целостных административно-территориальных образований. В этом случае следовало бы в зону Арктики отнести всю территорию Мурманской области, Ямало- 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz