Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

арктической подзоне I - абсолютно-дискомфортной зоне Севера, а центральная - ко II экстремально-дискомфортной зоне. Однако транспортная граница АЗР (влияние Северного морского пути, СМП) проходит по южной границе Мурманской обл., полностью включая в АЗ РФ всю ее территорию с находящимися там тремя портами (Мурманским, Кандалакшским, Витинским) и промышленными объектами. Это обосновывается тем, что самый южный в регионе порт Витинский создавался в свое время для "северного завоза" нефтепродуктов (хотя в настоящее время используется всего на 20-30%) и, следовательно, тяготеет к перевозкам по трассе СМП [5]. Кроме того, промышленная специализация Мурманской области ориентирована на обеспечение сырьем и металлами потребителей как в стране, так и за границей. Район имеет тесные производственные связи с Норильским промрайоном, а в будущем станет основной базой освоения шельфа. Комплекс рыбной отрасли почти целиком размещается в г. Мурманске, а район плавания рыболовных судов в основном сосредоточен в Баренцевом и Норвежском морях и Северной Атлантике. Следовательно, ареал его деятельности целиком находится в морской зоне Арктики. То же относится и к Северному военно-морскому флоту, базы которого расположены вдоль северного побережья Кольского п-ова и в самом Кольском заливе. В г. Мурманске находится база атомного ледокольного флота и морской торговый и рыбный порты, расположено управление Мурманского морского пароходства. Здесь же базируется вновь формируемый флот и буровые платформы для шельфа. Перспективная направленность развития области будет связана с освоением нефтегазовых ресурсов на шельфе Баренцева моря и соответствующим развитием здесь всей его инфраструктуры. Следовательно, можно констатировать, что не только Мурманск, но вся область во многом ориентирована на Арктику, и хотя по оценке природных условий дискомфортности принадлежат к I дискомфортной зоне, но по своей направленности и хозяйственной деятельности больше тяготеют к Арктической зоне. Исходя из этого и учитывая близость условий дискомфортности Мурманска и соседних территорий области (оценка в среднем 31.0-35.0 баллов), предлагается выделить их в общую зону Арктики. Таким образом, южная граница Арктической зоны в Мурманской области, выделенная по комплексу природных и хозяйственных признаков, проходит по линии Полярного круга и южной границе области, т.е. область целиком входит в состав Арктической зоны. Ненецкий АО, расположенный за Полярным кругом, по своему географическому положению, природно-климатическим условиям и физико-географическому районированию целиком относится к зоне Арктики. Эксплуатация техники и жизни населения здесь самые суровые в европейской части страны, и интегральная оценка дискомфортности достигает значений 26.0-27.0 баллов. Минерально-сырьевая и транспортная границы проходят южнее административной границы округа. Хозяйственное развитие округа ориентировано в сельском хозяйстве на северное оленеводство, а в промышленности - на разработку нефтегазовых месторождений северной части Тимано-Печорской провинции и шельфовой зоны. При этом освоение нефтегазовых месторождений в заболоченной Большеземельской тундре Ненецкого АО существенным образом отличается от условий эксплуатации в центральной и южной частях провинции, где добываемая нефть по трубопроводам транспортируется в центральные районы страны. На севере же нефть приходится вывозить танкерами, строя соответствующие морские эстакады со специальным противоледовым усилением. Поэтому территория Ненецкого АО по природным и хозяйственным условиям целиком отнесена к Арктической зоне, а южная его граница - южная граница Арктики. В Республике Коми биоклиматическая и физико-географическая границы Арктики проходят немного южнее г. Воркуты, где биоклиматические условия дискомфортности оцениваются в 30.0 баллов, а наличие многолетней мерзлоты, голой тундры, частых и снежных метелей при сильных морозах чрезвычайно затрудняют хозяйственную деятельность АО «Воркутауголь». Кроме того, Воркутинский железнодорожный узел является важным узлом транспортного сообщения с п-овом Ямал (Бованенково, Харасавей), то есть косвенно участвует в формировании грузопотоков СМП. Исходя из названных суровых природно-климатических условий и несмотря на то, что добываемый здесь уголь в основном отправляется в центральный и 68

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz