Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

Однако даже такой достаточно обоснованный физико-географический подход к выделению Арктики не отвечает целям и потребностям государственного регулирования хозяйственной деятельности и бюджетного регулирования этого уникального региона. В частности, он не учитывает общность экономических факторов и целесообразность для целей управления корректировки районирования до уровня субъектов Российской Федерации. Дополнительной проблемой является необходимость модернизации межбюджетных отношений, которые очень слабо учитывают удорожающие факторы, в том числе природно-климатические условия, выраженные в том числе через систему северных коэффициентов и надбавок [2]. Все это позволяет сделать вывод, что решение проблемы выделения Арктической зоны и определение ее южной границы требует системного (комплексного) подхода, учитывающего как ее природную, так и экономическую составляющие. Районирование, в основе которого лежит выделение целостных природно-хозяйственных комплексов, по сути - экономическое районирование, обусловливаемое особенностями сочетаний природных ресурсов и неравномерностью развития производства и отдельных его отраслей в различных частях страны. Север и Арктика в рамках такого районирования должны выделяться как природно-хозяйственные системы, обладающие комплексом специфических черт и требующие в отношении себя специфической региональной политики. Соответственно, основой для районирования Арктики должны служить природные, ресурсные и хозяйственные характеристики, а также учет дискомфортности жизнедеятельности населения, как фактора удорожания экономической деятельности и функционирования социальных систем. Россия - крупнейшее арктическое государство с протяженностью морской границы более 10 тыс. км. Для России Арктика - регион особых научных, экономических, политических и оборонных интересов. В сентябре 2008 г. президентом РФ был подписан документ об «Основных направлениях государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу», где сформулированы главные цели и задачи, стратегические приоритеты и механизмы реализации госполитики социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности России в данном регионе [3]. В рассматриваемых Основах Арктическая зона РФ - это территория Севера России, определенная решением Государственной Комиссии при СМ СССР по делам Арктики от 22.04.1989 г., включая земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане и указанные в Постановлении Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 г. Кроме того, предлагается отнести к Арктике прилегающие к этим землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительную экономическую зону и континентальный шельф РФ, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией в соответствии с международным правом. В Основах также говорится, что границы Арктической зоны РФ могут уточняться в соответствии с нормативно-правовыми актами РФ, а также с нормами международных договоров и соглашений, участницей которых является Россия. Особое внимание уделено особенностям Арктической зоны Российской Федерации: а) экстремальным природно-климатическим условиям, включая постоянный ледовый покров или дрейфующие льды в арктических морях; б) очаговому характеру промышленно-хозяйственного освоения территории и низкой плотности населения; в) удаленности от основных промышленных центров, высокой ресурсоемкости и зависимости хозяйственной деятельности и жизнеобеспечения населения от поставок топлива, продовольствия и товаров первой необходимости из других регионов России; г) низкой устойчивости экологических систем, определяющих биологическое равновесие и климат Земли, их зависимости от незначительных антропогенных воздействий. Основным недостатком предлагаемого выделения и состава Арктической зоны (АЗ) РФ, опирающегося на решение Госкомиссии при СМ СССР по делам Арктики от 24.04.1989 г., является то, что в нем нет строгого обоснования отнесения территорий к Арктике, к тому же оно противоречит вышеперечисленным четырем особенностям, характерным для АЗ РФ (особенно 66

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz