Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

Воркутинской городской администрации), в Красноярском крае (территории Норильской городской администрации), в Республике Саха (Якутия) (дополнительно включен Оленекский район), в Корякском АО (Олюторский район). При этом предлагалось исключить из состава Арктической зоны южные территории Ямало-Ненецкого АО, оставив лишь три северных района и два города (Приуральский, Тазовский, Ямальский районы и города Лабытнанги, Салехард). В начале 1999 г. группа членов Совета Федерации и Государственной Думы (А.В. Назаров, А.И. Забейворота, В.Н. Назаренко, Ю.В. Неелов, Н.И. Соломов, Г.М. Ойнвид, Ю.А. Гуськов, Н.Л. Пискун) направляют в ГД РФ новый проект Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации (№ 3.11-41/217 от 21.04.99 г.), согласно которому в Арктическую зону входят 11 субъектов Федерации, а также: в Республике Карелия - Беломорский район, в Архангельской области - шесть районов и два города (Мезенский, Лешуконский, Пинежский, Приморский, Онежский, Соловецкий районы, города Северодвинск и Архангельск), в Республике Саха (Якутия) - дополнительно четыре района (Абытский, Горный, Среднеколымский, Верхнеколымский районы), доводя их общую численность до десяти, в Корякском АО - один район (Пенжинский). Проект Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», подготовлен в 1998-1999 гг. в Госкомсевере России, в части понятия и состава Арктической зоны почти полностью был аналогичен проекту закона Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов от 27.02.98 № 3.11-41/151, представленному выше. Все рассмотренные документы имеют один общий недостаток: полное отсутствие какого- либо обоснования в определении территориальной структуры Арктической зоны. В них нет ответа на вопрос, почему и как тот или иной северный регион отнесен к Арктической зоне, поэтому не удивителен столь значительный разброс в численности административных районов субъектов Федерации, предлагаемых к включению в Арктическую зону. Отсутствие научного подхода и обоснованной методики выделения Арктики делает представленные выше проекты федерального закона весьма уязвимыми для критики. Существовал еще один проект федерального закона, но не об Арктической зоне, а «О районировании Севера России», подготовленный Госкомсевером России на базе многолетних исследований ряда научных институтов во главе с ИЭП КНЦ РАН в 1998 г. по заранее разработанной и одобренной в свое время Правительством РФ (пост. № 107-р от 18.01.92) методике районирования Севера. В этом документе Арктическая зона выделена на основе комплексного природного подхода по физико-географическим и биоклиматическим признакам, что позволило авторам обосновать природную границу Арктики, скоррелировав ее с существующей сеткой территориально­ административных районов северных субъектов Федерации. Исходя из этого, в проекте закона предлагалось выделить в абсолютно дискомфортной зоне Севера подзону Арктики: в Мурманской области только узкую прибрежную полосу Баренцева моря в составе трех административных районов (частично), четырех ЗАТО и двух городов (в Ловозерском районе - только территорию Сосновской сельской администрации; в Кольском районе - территории Туманинской и Урагубинской сельских администраций; в Печенгском районе - прибрежную территорию вдоль Баренцева моря с поселками Лиинахамари и Печенга; территорию Североморской и Полярнинской городских администраций; территории ЗАТО - Заозерск, Скалистый, Снежногорск и Островной; Ненецкий АО (целиком); в Республике Коми только территорию Воркутинской городской администрации; в Ямало-Ненецком АО пять районов (частично) и два города (северную часть административных районов - Приуральского, Ямальского, Надымского, Тазовского, Пуровского, города Салехард и Лабытнанги); Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО - целиком; в Красноярском крае - один город (территорию Норильской городской администрации); в Республике Саха (Якутия) - шесть районов (Анабарский, Булунский, Алланховский, Устьянский, Нижнеколымский, Оленекский - Жилиндинская сельская администрация); в Корякском АО (в Олюторском районе - территорию Ачайваямской сельской администрации); в Чукотском АО (Анадырский район, кроме территорий Ваегской, Ламутской, Чуванской сельских администраций и территории рабочего поселка Марково ,Билибинский район, кроме территорий Большеанюйской, Дальнинской, Мандриковской, Омолонской сельских администраций, Беринговский, Иультинский, Провиденский, Чаунский, Чукотский, Шанедтовский районы, г. Анадырь). 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz