Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.
УДК 332.1(985) МЕТОД КОМПЛЕКСНОГО ПРИРОДОХОЗЯЙСТВЕННОГО РАЙОНИРОВАНИЯ И ВЫДЕЛЕНИЕ ЮЖНОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ АРКТИКИ* В.В. Васильев, В.С. Селин Институт экономических проблем им. Г.П. Лузина КНЦ РАН Аннотация Проведен ретроспективный анализ нормативных подходов к выделению Арктической зоны страны и их практического применения. Выявлены объективные факторы, обуславливающие необходимость развития методологии районирования применительно к новым условиям хозяйствования и жизнедеятельности. Предложен метод комплексного природохозяйственного районирования для установления южной границы Российской Арктики с учетом фактора повышения управляемости. Ключевые слова: районирование, Арктика, нормативные документы, хозяйствование, субъекты, муниципальные образования, бюджеты, метод, комплексность. Арктика является составной частью районов Крайнего Севера России. Выделение Арктики при районировании связано с ее уникальными природно-климатическими характеристиками, особенностями хозяйственной деятельности и бюджетного регулирования, стратегическим, оборонным значением, обязательствами России по ряду международных соглашений. Эти районы требуют особого государственного регулирования, так как характеризуются крайне интенсивным воздействием природных условий на организм человека. В практике административного выделения Арктической зоны России существовало несколько нормативных документов [1]. Один из первых нормативных документов по административному выделению зоны Арктики был принят Государственной комиссией при Совете Министров (СМ) СССР по делам Арктики, которая решением от 24 апреля 1989 г. отнесла к ней следующие территории: Мурманская область - Печенгский, Кольский, Ловозерский административные районы, Ненецкий АО, Архангельская область (полностью), Ямало-Ненецкий АО, Тюменская область (полностью), Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО, Красноярский край (полностью), Республика Саха (Якутия), пять прибрежных районов (Алланховский, Анабарский, Булунский, Устьянский, Нижнеколымский), Чукотская АО, Магаданская область (полностью). В конце 1990-х гг. Комитетом Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов в порядке законодательной инициативы было подготовлено два проекта Федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации». В первом из них, от 27 февраля 1998 г. № 3.11-41/151, разосланном для обсуждения органам власти северных субъектов Федерации, предлагалось, в отличие от вышеприведенного Решения Госкомиссии при СМ СССР по делам Арктики, изменить территорию зоны Арктики за счет ее расширения в Мурманской области (дополнительного включения городов Полярный и Североморск). Однако после его уточнения и доработки в проекте данного закона от 10 июля 1998 г. № 323-СФ границы Арктической зоны и ее состав были расширены еще больше путем дополнительного включения: шести городов в Мурманской области (Мурманск, ЗАТО - Североморск, Заозерск, Островной, Скалистый, Снежногорск), в Республике Коми (территории *Статья подготовлена по научным результатам, включенным в число важнейших достижений РАН в 2012 году, а также с финансовой поддержкой Программы фундаментальных исследований Президиума РАН № 31 «Роль пространства в модернизации России: природный и социально-экономический потенциал». 64
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz