Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.
наименование специфических, а метод управленческого учета и калькулирования на основе переменных и части прямых постоянных затрат называется развитым директ-костингом. Разность между маржей и прямыми постоянными затратами называется полумаржей, которая в зарубежной практике определяется в центрах ответственности не только на самом предприятии, но и за его пределами по сегментам деятельности, т.е. на основе маркетинговых принципов [1, 3, 4, 6]. В 1960-1970-е гг. применение управленческого учета за рубежом значительно расширилось, в том числе за счет мелких фирм, которые определяли порог рентабельности, на основе чего регулировали цены, объемы производства и реализации, постоянные и переменные затраты [7, с. 6-19]. Считается [8, с. 9], что существуют две концепции управленческого учета. Согласно первой концепции, управленческий учет (в узком смысле) в период между двумя мировыми войнами был ориентирован на измерение фактической себестоимости, первоначальной и других категорий прошлой стоимости готовой продукции, аналитический учет движения материалов, производства, готовой продукции, расчеты с работниками. Такой учет получил название «промышленного» или «производственного», «аналитического» учета себестоимости. Недостаток указанного подхода - фактическая себестоимость рассчитывается по ретроспективным данным, что снижает эффективность управленческих решений, так как будущие показатели нужно прогнозировать. После второй мировой войны сформировалась вторая концепция, по которой управленческий учет (в широком смысле) нацелен на отражение конечного результата и аналитическое соизмерение затрат и выпуска. На ней и базируется принятие решений в зависимости от степени аналитичности и комплектности данных, а также уровня оперативных, тактических и стратегических управленческих проблем. Подобный учет называется «маржинальным». Широкое внедрение маржинального учета резко изменило представление о роли бухгалтерского учета в народном хозяйстве. Так, например, по данным [9, с. 47], США ежегодно экспортируют 27% услуг по анализу данных, 10% финансовых услуг и 8% бухгалтерских услуг, при этом на долю межнациональных компаний приходится 92% экспорта этих услуг. Стратегический учет - комплекс данных и их соотношений (показателей), характеризующих положение фирмы через определенный период (стоимость фирмы, накопленные суммы прибыли, амортизации, резервов) в результате реализации определенного стратегического решения. В широком смысле стратегический учет представляет собой глобальную модель информационной технологии, объединяющей в рамках единой системы финансовый и управленческий учет, обеспечивающий руководителей и специалистов предприятия производственной информацией для принятия эффективных решений, а инвесторов - для оценки деятельности предприятия [2, с. 43]. В современных крупных промышленных компаниях применяют, как правило, три вида учета: 1) финансовый; 2) управленческий и его модификации; 3) бюджетный (плановый). Финансовый учет предоставляет данные для текущего, тактического и стратегического финансового управления, определения платежеспособности фирмы, установления зон финансового риска и реализации экономических, финансовых и юридических решений по выходу из опасного финансового положения. Управленческий учет обеспечивает информацией оперативное, тактическое, стратегическое, экономическое, технологическое, инновационное и структурное управление [4, с. 6]. Считается, что управленческий учет в современных условиях позволяет решить три проблемы [8, с. 17]: 1) учет и анализ внутренней и внешней информации; 2) определение результатов в разрезе видов продукции, сопровождаемое исчислением результатов по сегментам, клиентам, районам сбыта и другим маркетинговым признакам**, обеспечивающим комплексность анализа; ** По данным [4, с. 37], до нескольких тысяч позиций. В канадской компании «Гидро-Квебек» используется пятиразрядный классификатор центров ответственности и шестиразрядный классификатор производственных функций. 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz