Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

принципов и методов менеджмента привели к становлению (в начале организационного этапа) аналитической бухгалтерии, самостоятельности аналитического учета по отношению к финансовому, наконец, логически закономерному преобразованию аналитического учета в собственно управленческий (к окончанию второй мировой войны). Однако широкое распространение управленческого учета в мировой экономике связывается с разработкой и внедрением в практику метода, основанного на исчислении переменной (пропорциональной, неполной, усеченной) себестоимости, получившего название «директ-костинг». Основные идеи директ-костинга разработаны американским исследователем И.Н. Гаррисом и впервые опубликованы в январе 1936 г. в бюллетене Национальной ассоциации промышленного учета. Фактическое внедрение этого метода относится к 1953 г., когда национальная ассоциация бухгалтеров США опубликовала описание директ-костинга. В Великобритании он получил название «маржиналь-кост», во Франции - «маржинальная бухгалтерия», поэтому соответствующий этап развития управленческого учета называется маржинальным (табл.). Таблица Хронология основных этапов развития бухгалтерского и управленческого учета (по [4]) Бухгалтерский учет Управленческий учет Наименование этапов, подэтапов Временной период Наименование этапов, подэтапов Временной период 1. Торговый 1.1. Операционный (по каждой партии товаров) 1.2. Учет на основе единого счета товаров 1.3 Учет на основе счета производства До 1800 г. XVI в. XVII в. Конец XVIII в. 2. Предпринимательский 1800-1900 гг. 2а. Промышленный, интегрированный в финансовый Конец XIX в. 1. Промышленный (производственный) Конец XIX в. 3. Организационный 1900-1950 гг. 2. Аналитический 1900-1940 гг. 3. Управленческий 1945-1953 гг. 4. Оптимизационный 1950-1975 гг. 4. Маржинальный (простой и развитой директ-костинг) 1953-1975 гг. 5. Стратегический С 1975 г. 5. Стратегический С 1975 г. Теоретической основа директ-костинга - разделение затрат на переменные и постоянные по отношению к объему производства. При этом переменные затраты предполагаются пропорциональными объему производства (линейная зависимость), постоянные (условно­ постоянные) затраты являются затратами периода, между изделиями (калькуляционными единицами) не распределяются, а относятся непосредственно на общий финансовый результат. Разность между выручкой и переменной себестоимостью называется маржей. Как только маржа позволяет возместить (покрыть) сумму постоянных затрат, предприятие достигает «мертвой» (критической) точки или порога рентабельности - минимального объема продаж, обеспечивающего безубыточное (бесприбыльное) производство. Если производится несколько видов изделий, маржа определяется по каждому виду и характеризует собой вклад изделия в покрытие постоянных затрат и формирование общего уровня рентабельности [1, 3, 4, 6]. Практическое использование директ-костинга показало, что имеется некоторая часть постоянных затрат, которая непосредственно связана с производством конкретного продукта (или конкретным центром ответственности) и может быть отнесена на него прямым счетом без косвенного распределения. Эти постоянные прямые затраты за рубежом получили 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz