Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

государствами. В настоящее время по этому сценарию действует китайский нефтегазовый сервисный рынок [5]. Для России понятия «сервисный», «нефтесервисный» бизнес являются новыми. В период СССР они были частью горнопромышленных и нефтегазовых объединений, а после приватизации стали частью этих компаний. Долгое время сервис не рассматривался как отдельная отрасль промышленности. Вместе с тем, специфика сервисного бизнеса столь велика, что требует отнести данное направление бизнеса к обособленной отрасли экономики. Так, сервисная деятельность (например, бурение) в рамках одной нефтегазовой компании - вещь крайне непостоянная и расточительная. Объемы и условия работ постоянно меняются. В случае, если компания принимает решение о «самообслуживании», ей приходится держать на балансе полный комплект буровых установок. В таких условиях часть оборудования периодически простаивает. В то же время, часть работ, напротив, остается без технологического обеспечения (т.к. невозможно предусмотреть в парке оборудование на абсолютно все виды работ). Поэтому независимые сервисные компании, работающие не на одну вертикально­ интегрированную компанию (ВИНК), а на несколько, оказываются более экономичными. Борясь на рынке за заказы для всех типов своего оборудования, они добиваются полной загрузки имеющихся мощностей, что значительно снижает издержки. Кроме того, крупные независимые сервисные компании могут инвестировать значительные средства в разработку новых технологий, окупая эти инвестиции продажей сложных услуг многим клиентам. Для ВИНК дорогостоящие инвестиции («научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в себя»), как правило, невыгодны из-за сравнительно узкого фронта внедрения. Наряду с этим, в условиях исчерпания традиционных месторождений и все большей труднодоступности новых только самые современные технологии позволяют повышать отдачу месторождений и увеличивать запасы. Сегодня в России работают около трехсот российских сервисных компаний, а ежегодный объем услуг на рынке только нефтесервиса оценивается экспертами в 10-15 млрд долл. США. Из этого объема на долю подразделений нефтегазодобывающих компаний приходится около 60%, до 15% занимают независимые российские компании, доля иностранных компаний достигает 25% и ежегодно увеличивается. В настоящее время перед сервисным рынком РФ стоит весьма сложная задача - повышение технологического уровня за счет использования услуг иностранных подрядчиков одновременно с поддержанием и развитием отечественного научно-технического потенциала. Мировой опыт свидетельствует о разных сценариях развития такой ситуации. Как уже отмечалось выше, опыт Великобритании 1970-1980-х гг. показывает, что отсутствие воздействия на эти процессы со стороны государства очень быстро привело к безусловному доминированию американских сервисных компаний и оттеснению британских на периферию сервисного сектора, а именно в его ненаукоемкие и невысокотехнологичные сегменты. Вместе с тем, внимание со стороны государства в Норвегии (где были определены условия использования норвежских подрядчиков, которые со временем перестали действовать) привели к тому, что норвежский сектор стал конкурентоспособным западным компаниям. Преимущества именно российских поставщиков оборудования на российском рынке очевидны: • адаптированность оборудования к местным условиям, долговечность, надежность и универсальность; • соответствие оборудования российским стандартам; • расположение производств на территории России; • сложившиеся связи производителей с потребителями; • близость к регионам добычи; • наличие собственной конструкторской базы, позволяющей учесть технические условия заказчиков; • наличие у потребителей ремонтной базы; • относительно невысокие цены запчастей; • обеспеченность потребителей подготовленными кадрами и соответствующей инфраструктурой. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz