Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.
• увеличивает в структуре занятых удельный вес представителей наиболее современных профессий (оказывая тем самым влияние на динамику доходов населения); • способствует формированию и реализации мультипликативных эффектов в экономике региона, где реализуются проекты МСК. Наряду с этим, развитие сервисного центра не только создает условия для повышения добавленной стоимости при разведке, освоении и добыче минеральных ресурсов, но и способствует росту квалификационных требований к персоналу, снижает риски и обязательства компаний, связанных с решением проблем занятости населения добывающих регионов. Сервисные компании предоставляют свои услуги в соответствии с контрактными обязательствами на протяжении определенного промежутка времени, потребность в их услугах и работах имеет циклический характер и подвержена значительным колебаниям. Рассмотрение и анализ проблем сервисного сектора осуществляется, как правило, в контексте производственной деятельности, т.е. предоставления услуг, направленных на повышение эффективности поиска, разведки и добычи полезных ископаемых. Вместе с тем, сервисный сектор, связанный с обеспечением условий жизни работников компаний МСК, выступает одной из важных сфер занятости трудоспособного населения непосредственно в местах разведки и добычи минеральных ресурсов. Так, на севере США и Канады значительная часть непроизводственных сервисных компаний принадлежит корпорациям коренных народов. Данное обстоятельство позволяет не только гарантировать сбыт продукции традиционного хозяйства непосредственно в местах ее производства, но и обеспечить стабильный доход представителям коренных народов Севера. Показателен в этом отношении опыт Норвегии. Следует отметить, что норвежские нефтегазовые компании смогли добиться успеха, прежде всего, благодаря активной государственной поддержке. Во второй половине ХХ века Норвегия проводила политику протекционизма в нефтегазовом секторе. Ставилась задача развития нефтегазового машиностроения и сервисных услуг, чтобы компенсировать неизбежное в перспективе исчерпание природных богатств и гарантировать долгосрочный и стабильный экономический рост. При распределении лицензий государство отдавало предпочтение тем компаниям, которые максимально использовали продукцию и услуги отечественных предприятий. В результате доля норвежского участия при обустройстве и разработке месторождений в некоторых случаях достигала 90%. Одновременно сохранялась конкуренция между национальными и зарубежными поставщиками: главным критерием выбора при этом являлось качество предлагаемых услуг. Развитию сервисной отрасли способствовала политика государства в области научных исследований и образования. В ведущих университетах Норвегии проводилось обучение специалистов для нефтегазовой отрасли, для чего за государственный счет приглашались иностранные профессора и преподаватели. Кроме того, с 1979 по 1994 гг. нефтегазовые компании в обязательном порядке должны были заключать технологические соглашения с норвежскими научно-исследовательскими институтами, финансировать разработки и повышать квалификацию ученых. Данный факт послужил мощным импульсом развития норвежского машиностроения и технологий. В 1994 г. со вступлением Норвегии в европейское экономическое пространство протекционистские меры были отменены. Однако к этому времени норвежские поставщики оборудования и технологий занимали достаточно прочные позиции на сервисном рынке, что позволяет им стабильно получать до 65% всех заказов [3] и успешно выступать на международных рынках. Можно с уверенностью утверждать, что стратегическая цель трансформации выявленного нефтяного богатства в технологическое превосходство была в Норвегии решена успешно. Важно отметить, что данный результат не был предопределен заранее. Так, британская модель освоения запасов того же, что и в Норвегии, шельфа Северного моря делала ставку в нефтесервисе на ведущие международные корпорации с их передовыми технологиями. В итоге наблюдаются два противоположных результата. Если в Норвегии в настоящее время сложилась высокотехнологичная нефтегазовая промышленность, конкурентоспособная на внешнем рынке, то в Великобритании это не удалось [4]. Не случайно опыт Норвегии копируется другими 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz