Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

форсировании аутсорсинга, а не «эволюционном» его развитии по мере формирования необходимых условий эффективного функционирования обособленных подразделений, обслуживающих предприятие, трансакционные издержки могут оказаться выше по сравнению со сложившейся традиционной системой организации и управления производством. Одним из способов налаживания сетевого сотрудничества может стать создание ассоциации предприятий и организаций, занятых в секторе обслуживания горнодобывающей промышленности. Такая ассоциация, наряду с задачами организации сетевого сотрудничества и отстаивания интересов своих членов во взаимоотношениях с заказчиками и органами власти разного уровня, могла бы заниматься и налаживанием трансграничных экономических связей. Следует отметить, что определенный опыт создания сетевых структур и ассоциаций у предприятий и организаций Мурманской обл. существует. Так, в процессе подготовки к реализации крупномасштабного инвестиционного проекта по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения, создана крупная Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Мурманшельф», объединяющая более 150 фирм, в т.ч. 60 зарубежных. В рамках данной многоотраслевой ассоциации были созданы несколько специализированных. Например, ассоциация строительных подрядчиков Мурманской области. Помимо этого, в области существует Ассоциация специализированных строительных организаций. К сожалению, реализация Штокмановского проекта откладывается, но накопленный при его подготовке опыт может и должен использоваться в проектах и практике минерально-сырьевого комплекса (МСК). Несомненно, положительный опыт создания, интеграции и функционирования сервисных подразделений в нефтегазовой промышленности во многом будет полезен и для горнопромышленных предприятий по добыче и переработке твердых полезных ископаемых, поскольку к сервисным услугам относятся не только специфические для нефтегазовой отрасли, но и те, что востребованы любыми добывающими компаниями: изготовление металлоконструкций, поставки оборудования, транспорт, логистика, информационные, юридические услуги и т.д. Глубокая взаимная интеграция сервисных и добывающих компаний в хозяйственную деятельность друг друга базируется на обслуживании потребностей с высокой долей наукоемких и специальных видов работ, на потребностях в значительных инвестиционных ресурсах. В то же время наличие высокого платежеспособного спроса на сервисные услуги подтверждается распространяющейся практикой сотрудничества крупнейших отечественных нефтяных компаний с иностранными сервисными компаниями. Специализация предприятий в выполнении сервисных функций требует четкой координации взаимодействий добывающих и сервисных компаний, что обеспечивается соответствующими организационно-экономическими механизмами. В итоге эффективность взаимодействий предприятий отражается на эффективности работы всей отрасли, уровне ее конкурентоспособности, на воспроизводстве минерально-сырьевой базы. В настоящее время основными направлениями научно-технического и технологического сервиса в МСК являются: ■ геологические и геофизические работы; ■ оценка потенциала и ресурсов суши и моря; ■ буровые работы; ■ геофизические исследования в скважинах; ■ разработка и эксплуатация труб; ■ капитальный ремонт сооружений и оборудования; ■ инжиниринг, монтаж; ■ производство специализированного оборудования; ■ производство программных продуктов для мониторинга и оптимизации разработки месторождений, и т.д. Сервисный сектор комплекса, предоставляющего различные услуги производственного и непроизводственного характера, имеет важное значение по следующим обстоятельствам: • повышает экономическую эффективность процессов поиска, разведки, освоения и разработки месторождений; • формирует дополнительные рабочие места; 51

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz