Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

Если проследить цепь от пункта 1 до пункта 4, то увидим инновационный процесс по выводу значительно улучшенного товара (дорожное покрытие) на рынок. В этом процессе есть проблема, которая должна быть решена. Есть идея, которая возникает в результате НИОКР и должна быть коммерциализована, есть нормативные документы, которые помогают в коммерциализации идеи. Есть положительный результат в виде более безопасного и стойкого дорожного покрытия и, наконец, есть увеличение налогооблагаемой базы. Вот пример, как региональная или муниципальная власть может инициировать инновационный процесс, используя уже существующую научную и производственную базу. Так может появиться реальный инновационный проект, инициированный органами власти. Предложения и выводы Подводя итоги размышлениям о развитии инновационной деятельности в Мурманской области, мы имеем следующую картину: в наличии есть достаточное количество финансовых инструментов для ведения успешной инновационной деятельности, формируется нормативная база для того, чтобы эта деятельность была эффективной, однако активность всех возможных инициаторов инновационных проектов крайне низка. Если поставить во главу угла проблему активности , то причины следует искать в региональной политике развития территории. При анализе Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года, Системы целеполагания, которая была размещена на сайте правительства Мурманской области мы не найдем ответа на основной вопрос для любой деятельности: «Зачем?». Иначе говоря, эти документы носят более парадный, чем рабочий характер. Для формирования реального целеполагания на региональном уровне требуется провести форсайт по формулированию наиболее приемлемой картины будущего для различных слоев населения области. По сути, предлагается структурная инновация, когда формирование стратегии развития будет опираться не на личные измышления и видение группы исполнителей, а на компиляцию наиболее приемлемых картин будущего всех работающих групп населения. Стандартные инструменты целеполагания уже полностью исчерпали свой потенциал, развитие возможно только с помощью новых технологий, основанных на научном знании. Результатом форсайта может стать база данных о проблематике региона, как основной инициирующий инновации инструмент, и дорожные карты по решению проблем, как инструменты практической реализации результатов интеллектуальной деятельности. ЛИТЕРАТУРА 1. Стратегия социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года. 2. План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года. 3. Распоряжение Правительства Мурманской области от 04.04.2013 № 110- РП. 4. Закон Мурманской области об участии МО в государственно-частном партнерстве. 5. Постановление Правительства Мурманской области от 26.08.2010 № 383-ПП "О стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года 6. Проект Закона Мурманской области «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Мурманской области». Сведения об авторах Котельников Владимир Александрович - начальник научно-инновационного отдела КНЦ РАН, исполнительный директор НП «Технопарк - Апатиты», ответственный секретарь Регионального экспертного совета РФФИ; e-mail: 2829781@bk.ru 48

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz