Вестник Кольского научного центра РАН. 2014, №1.

• выведение высокотехнологичной продукции на зарубежные рынки; • снижение издержек производства (повышение рентабельности). На сегодняшний день это единственный путь получить целевые безвозвратные средства на реализацию программы малого частного предприятия. Кроме того, в рамках указанной программы отдельно реализуются российско-финская, российско-германская и российско-немецкая программы. Все они ориентированы на стимулирование (финансирование) создания совместных трансграничных производств по созданию наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. Сроки рассмотрения заявок плавающие, российская сторона принимает решение по поддержке до 15 мая, иностранные фонды приблизительно в этот же период времени, но могут быть задержки на месяц и более. Что делать, если предприниматель пытается за счет инноваций значительно усовершенствовать процесс, но не за счет самой технологии производства, а за счет технологий энерго- и ресурсо- сбережения? Сразу оговорюсь, что региональных инструментов нет ни в одном регионе России. Но наш предприниматель имеет возможность использовать льготное кредитование от международной организации НЕФКО. В зависимости от размера собственного вклада в проект (от 30 до 50%) компания может получить кредитные ресурсы со стоимостью от 9 до 13% годовых. Крайне редки случаи, когда инновационная идея побудила собственника крупного бизнеса сделать масштабный проект, в котором заинтересовано руководство региона. Существует ежегодный конкурс кредитных ресурсов «Регионы - устойчивое развитие». Этот фонд предоставляет льготные кредитные ресурсы на срок до17 лет в размере от 10 млн до 1 млрд руб. при наличии собственного финансирования 10% от запрашиваемой суммы. Существуют работающие финансовые инструменты, позволяющие предпринимателю на прозрачных, законных условиях получить либо безвозвратные, либо кредитные ресурсы для реализации инновационных проектов. Инновационный проект, инициированный органами власти Постановка проблемы на реальном примере муниципальных дорог На уровне региона складывается впечатление, что проблем либо нет вообще, либо они лежат исключительно в области финансов. Причем такой характер постановки и формулировки проблем характерен не только для «неповоротливой государственной машины», но и для вполне шустрого малого бизнеса. Пример - городские дороги. С федеральными дорогами помог разобраться федеральный бюджет, но муниципальные - просто провал. Вопрос: «Почему?» предопределен ответом об отсутствии денег в муниципальном бюджете. Если дают мало, то мало и ремонтируют. Но вот парадокс: если деньги есть, и дороги осенью отремонтировали, то с вероятностью 90% половина асфальтового покрытия сойдет с вешними водами, максимум - в течение летнего сезона. Анализ показал, что основная причина такого безобразия - состав асфальтобетонных смесей для укладки покрытия, он просто не рассчитан на наши условия. Это и есть проблема, которую следует решать. Дальше рассматриваем инновационный процесс. 1. Кто в первую очередь заинтересован в решении проблемы дорог, кто является плательщиком и заказчиком? Ответ прост - региональные и муниципальные администрации. Если отринуть заносы и откаты за недоказанностью, то в интересах лиц, принимающих в администрации решение, сделать все, чтобы дороги были хорошими. 2. «Стучание (как процесс) тяжелыми предметами по столу» и «разбор полетов» не дадут никакого результата. Но лица, принимающие решение, могут инициировать в администрации госзакупку на НИОКР «составы асфальтобетонных смесей с повышенной износоустойчивостью и высоким количеством теплосмен». 3. Результат работы будет принадлежать администрации. Кроме того, администрация вправе при формировании технического задания (ТЗ) на ремонт или устройство дороги для проведения тендера включить в ТЗ обязательное условие по составу асфальтобетонных смесей. Никаких противоречий с существующим законодательством здесь нет. 4. Результат - дороги станут значительно лучше, а денег на это потратят меньше, поскольку переделывать и латать один и тот же участок постоянно не придется. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz