Вестник Кольского научного центра РАН. 2013, №4.
тренировки проводились при ясной погоде, в отсутствие атмосферных осадков и волнения моря. Главным критерием проведения эксперимента был уровень освещенности, который должен лежать в пределах 10 - 80*103 лк. Он измерялся с помощью люксметра Testo 540 (диапазон измерения: 0 - 100 тыс. лк, погрешность измерения: 5%). Обучение животны х проводили на основе методик, ранее разработанных в нашем институте [7 ], в основе которы х лежит оперантное обучение с положительным подкреплением вырабатываемого навыка. С тюленями проведены 5 серий тренировок, в каждой серии менялся подкрепляемый цвет. Каждая серия состояла из двух стадий: обучения и эксперимента. Н а стадии обучения тюленя обучали дифференцировать новый цвет от четырех остальных цветов и его монохромного аналога. Ж ивотному предъявляли пару табличек: одну - ранее подкрепляемого цвета, дру гую - нового цвета, который становился новым условным раздражителем, в то время ка к старый цвет становился индифферентным. Демонстрировали только та кую комбинацию цветов, чередуя и х взаимоположение в случайном порядке, но не более двух одинаковых комбинаций подряд, чтобы тюлень не ориентировался на положение подкрепляемой таблички. К эксперименту переходили тогда, ко гда тюлень выбирал табличку нового подкрепляемого цвета и игнорировал табличку, подкрепляемую в прошлой серии. Н а стадии эксперимента (рис. 4, 5), вне зависимости от результатов, проводили по 5 тренировок, на каждой по 20 предъявлений пар табличек. Чередование индифферентных цветов и взаимное положение меняли в случайном порядке, но не более двух одинаковых комбинаций подряд, чтобы тюлень не ориентировался на положение подкрепляемой таблички, таким образом, каждый индифферентный цвет предъявлялся по 4 раза за тренировку. Рис. 4. Выбор серым тюленем подкрепляемой Рис. 5. Выбор серым тюленем подкрепляемой желтой таблички в паре с голубой желтой таблички в паре с монохромным аналогом В качестве подкрепляемого условного раздражителя использовались таблички только хроматических цветов, серые таблички (монохромные аналоги) выступали лишь в роли индифферентного раздражителя. Результаты и обсуждение С каждым подопытным тюленем проведено 20 обучающ их и 25 экспериментальных тренировок. На предыдущем этапе исследований животные уже обучены дифференцировке объектов синего цвета от аналогичных объектов красного и зеленого цветов, это позволило сразу перейти к экспериментальной стадии, минуя обучение. Серии тренировок с другим и подкрепляемыми цветами включали в себя ка к стадию обучения (5 тренировок), так и эксперимент (5 тренировок). К а к показывают результаты, полученные в процессе обучения (рис. 6), тюлени обучались выбирать табличку нового подкрепляемого цвета и игнорировать табличку, подкрепляемую в прошлой серии, уже на 3 -4 тренировках. 87
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz