Вестник Кольского научного центра РАН. 2013, №4.

Рис. 1. Биотехнический акваполигонММБИ в г. Полярный Цветовое зрение - способность животно го различать световые излучения по спектральному составу независимо от их интенсивности. Эта способность обеспечивается наличием в сетчатке двух (и более) типов зрительных рецепторов с разной спектральной чувствительностью (приемников) и специальных нервных клеток (в сетчатке и мозговых зрительных центрах), обрабатывающих сигналы от этих приемников. Животное с одним типом рецепторов не может различать цвета (так называемые ахроматы), все излучения для него уравнены по интенсивности. Таким образом, если животное способно отличать хроматический цвет от аналогичного по светлоте ахроматического, то это свидетельствует о наличии у животно го аппарата цветового зрения [4]. Цели и задачи Основной целью изучения цветового зрения ластоногих является получение ответа на вопрос: возможно ли выработать у тюленя устойчивый условный рефлекс, используя в качестве раздражителя колориметрические характеристики объекта (цвет, раскраска, текстура и т.д.). В ходе предыдущих работ, проводимых совместно со специалистами из Института аридных зон Ю Н Ц РАН , установлено, что ластоногие способны дифференцировать объекты по цветовому признаку ка к в воздушной среде, так и в водной при достаточном освещении [5 ]. Однако оставался откры тым вопрос, ка кой механизм дифференцировки использую т тюлени: высокочувствительное ахроматическое зрение или цветовое. В данной работе ставилась задача исследовать способность серых тюленей дифференцировать пять основных хроматических цветов друг от друга и от ахроматических цветов, аналогичных им по светлоте. Для этого необходимо было сначала обучить тюленей поиску и маркировке объекта, что уже сделано на предыдущем этапе [5]. Во-вторых, обучить дифференцировке объектов по цветовому признаку. В случае, если животное не способно отличить цвет от его ахроматического аналога, то можно предположить, что тюлень при дифференцировке данного цвета от других цветов не использует цветовое зрение, а ориентируется либо по светлоте, либо по принципу «не такой, как другие». Материалы и методы В качестве исследуемых особей выступали 3 самки серого тюленя (Halichoerus grypus Fabricius, 1791). Возраст животных, участвующих в эксперименте, составлял 7 лет, тюлени прошли общий курс подготовки, ранее задействовались в экспериментальных и научно-практических работах. Все тюлени на момент начала исследования физически здоровы, имели высокий уровень пищевой мотивации, выученные команды выполняли четко, за годы тренировок у животных выработался полезный навык - «установка на обучение», что позволяло им достаточно быстро вырабатывать верный условно­ рефлекторный ответ на предъявление нового стимула (рис. 2). Каждая тренировка состояла из 20 предъявлений. Подкрепление осуществлялось фиксированными порциями размороженной мойвы - 50 г (2 рыбки ). Если тюлень делал подряд три неправильных выбора, то эксперимент временно прекращали, тюленя подзывали на «таргет» (рис. 3), предъявляли команду из списка общей под готовки и за нее поощряли, затем эксперимент продолжался. Если в ходе эксперимента пищевая мотивация тюленя значительно 85

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz