Вестник Кольского научного центра РАН. 2013, №4.
4) увеличение глубины ведения горных работ приводит к необходимости работы в условиях высокого горного давления, что чревато его проявлениями в форме горных ударов и техногенных землетрясений. Таблица Глубокие карьеры Название Место положение Глубина, м Размеры, км*км Добываемое полезное ископаемое Бингем Каньон (Kennecott Bingham Canyon Mine) США 1200 4x3.8 Медь, молибден, золото Чукикамата (Chuquicamata) Чили 850 4.3x3 Медь, золото, серебро, рений, селен Палабора (Palabora) ЮАР 700 1.9x 1.7 Медь Удачный Россия 640 1.7x 1.3 Алмазы Эскондида (Escondida) Чили 620 3.8x2.7 Медь, золото, серебро Мурунтау Узбекистан 600 3.5x2.5 Золото Сибайский карьер Россия 600 2.0x2.0 Медь, цинк, сера Бату-Худжау (Batu Hijau) Индонезия 550 2.5x2.2 Золото, медь Эскондида Нотр (Escondida Notre) Чили 500 1.6x 1.4 Медь, золото, серебро Ковдорский ГОК Россия 500 2.3x 1.6 Железная руда, апатит, бадделеит Всё вышесказанное неизбежно увеличивает себестоимость добычи руды, несмотря на использование всё более мощной и производительной техники, что подтверждается данными многолетнего мониторинга экономических показателей деятельности горнодобывающих предприятий Кольского горнопромышленного комплекса (ГПК). На примере нескольких горнодобывающих предприятий ГПК видно, что наибольший рост себестоимости добычи руды наблюдается для открытых горных работ, где основное удорожание идет за счет увеличения объема выемки и транспортирования вскрышных пород. Снизить коэффициент вскрыши и увеличить экономически допустимую глубину карьера можно за счет увеличения углов наклона его бортов. По нашим оценкам, в зависимости от свойств и состояния массива горных пород (ГП) возможно укручение бортов на большинстве действующих карьеров на 5—10о. Но такое достаточно радикальное укручение возможно при выполнении следующих условий: 1) детальное изучение геолого-структурного строения месторождения (не только рудных тел, но и вмещающего массива) для получения достоверной информации о прочностных характеристиках массива ГП, наличии и ориентации систем трещин и зон тектонической нарушенности; 2) переход на сдвоенные (как минимум) уступы с близкими к вертикальным углами наклона откосов, что позволяет разместить на борту предохранительные и транспортные бермы необходимой ширины; 3) использование технологии «щадящего» взрывания на конечном контуре карьера, что в минимальной степени нарушает приконтурный массив, сохраняя его несущие свойства; 4) использование в случае необходимости оградительных сеток для предотвращения падения камней в местах работы людей и техники; 5) создание системы мониторинга состояния бортов карьера и приконтурного массива ГП, необходимой для обнаружения зон разрушения массива и выявления опасных деформаций уступов. Гибель людей, поломка техники, остановка или снижение производительности предприятия - всё это следствие невыполнения этих условий. В качестве такого примера можно привести частичное обрушение борта на карьере «Бингем каньон» (США) в апреле 2013 г., где объем обрушившейся породы составил 165 млн т. Для сравнения: производительность карьера 59
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz