Вестник Кольского научного центра РАН. 2013, №2.

представленных разрезов. Это интервал скоростей Ѵр= 0.60-0.90 км/с. Как показано выше, для данных грунтов этот интервал характеризует наибольшую реальную сжимаемость скелета грунта под воздействием внешнего уплотнения. Такое состояние грунтов свидетельствует о кондиционности их уплотнения. И наоборот, принимаем участки разрезов, характеризующиеся скоростями Ѵр< 0.60 км/с, как некондиционные, недоуплотненные до проектных значений. Из приведенных томограмм видно, что подобные участки лишь фрагментарно фиксируются по профилю контрольного участка (желтая палитра рис. 2) Сопоставляя полученные экспериментальные данные, данные корреляций по лабораторным исследованиям, а также аналитические оценки, интервал «разрешенных» значений скоростей продольных волн в моренных насыпных грунтах дамбы Ѵр= 0.60-0.90 км/с можно считать обоснованным. Тогда, используя выражение для расчета плотностей грунтов естественной влажности из тарировочного графика лабораторных испытаний: р = 2.10-Ѵр0'07, а плотность скелета грунта, исходя из уровня средней естественной влажности W= 8%: р0= (2.10 •Ѵр° 07)/1.1 = 1.95-Ѵр007, можно получить расчетный диапазон реальных плотностей скелета грунта, оцениваемый по величинам скоростей для всего скоростного разреза дамбы. Эталонный участок а) б) Пикетаж, м Пикетаж, м Опытный участок со 1 - грунты недостаточно уплотненные (рс< 1.85 г/смд); 2 - грунты удовлетворяют условию уплотнения (коэфф-т уплотнения m = (1.0-0.95); рс = 1.85­ 1.95 г/см3,); 3 - грунты плотные, естественная морена основания с валунными включениями (рс > I - сильно водонасыщенные грунты (ц=0.42- 0.45); II - грунты увлажненные, плотные (ц =0.35— 0.40); ' III - грунты плотные, естественной влажности W=7-10%, (ц =0.25-0.35); ц - коэффициент Пуассона 1.96-2.06 г/см3) Рис. 2. Классификация грунтов верховой дамбы ГОКа «Олений ручей» по данным натурного геофизического обследования в эталонном и опытном блоках грунта по скоростям Ѵр (а) и Ѵ/Ѵр (б) Наряду с оценкой уплотнения по скоростям продольных волн, на рис. 26 представлены данные об изменении соотношений Vs/Vp в вертикальных разрезах дамбы. Согласно принятым критериям, 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz