Вестник Кольского научного центра РАН. 2013, №2.

статье приводятся статистические характеристики психоэмоционального состояния детей в этот период и детализируется характер связи между показателями психоэмоционального состояния. В11 137 Рис. 3. Распределение тестируемых детей (%) по характеру регуляции сердечного ритма ЕВ LF/HF< 0,1 на основе оценки соотношения уровней □ 1 0< 1,5 активности центрального и автономного В 1,5< 2,5 контуроврегуляции: LF/HF< 0.1 —выраженное Ш 2.5< 3,5 преобладание парасимпатического отдела ВСР; □ LF/HF>3,5 10< 1.5 - умеренное преобладание парасимпатического отдела ВСР, 1.5< 2.5 - нормальный вегетативный баланс, 2.5< 3.5 -умеренное преобладание симпатического отдела ВСР, LF HF>3 .5 - выраженное преобладание симпатического отдела ВСР Психоэмоциональное состояние детей в 2012 г. Анализ особенностей психоэмоционального состояния, оцененного на основе методики САН (самочувствие, активность, настроение) показал, что у девочек показатели самочувствия и настроения снизились в процессе отдыха, в то время как показатель активности повысился (табл. 2). В группе мальчиков все показатели психоэмоционального состояния к концу периода пребывания на отдыхе снизились (табл. 2). И хотя различия между показателями в начале и в конце отдыха статистически не достигают уровня значимости р<0.05, тем не менее они отражают общую тенденцию снижения самочувствия, активности и настроения в конце пребывания на отдыхе. Снижение показателей психоэмоционального состояния, оцененное по методике САН, в группах тестируемых детей соответствуют возрастанию личностной и реактивной (ситуационной) тревожности, выявленной по методу Спилбергера-Ханина. Оказалось, что уровень тревожности, как у девочек, так и у мальчиков, к концу смены возрастает (табл. 2 ). Полученные данные показывают, что достаточно низкому уровню адаптации детей Заполярья к средним широтам соответствует и снижение их психоэмоционального состояния в конце периода пребывания на отдыхе. Имеется ли объективная зависимость и обратная связь между физиологическим и психоэмоциональным состоянием у детей? Что является первичным, снижение функциональных особенностей организма в силу напряжения механизмов адаптации к новым климатогеографическим условиям и связанное с физиологической нагрузкой снижение психоэмоционального состояния? Или снижение психоэмоционального состояния из-за социально-бытовых особенностей отдыха в оздоровительном комплексе «Эковит», и, как следствие, снижение функциональных возможностей организма? Наши исследования в Заполярье (г. Апатиты) показали, что ведущим индикатором функционального состояния организма является длительность кардиоинтервала (R-R), от которой зависит психофизиологическое состояние человека. В частности, было выявлено, что индексы адаптации (А), интегрального показателя здоровья (ИП), высокочастотной компоненты спектрального диапазона CP (HF) возрастают при возрастании длительности R-R интервала. Однако при этом возрастает ситуативная (СТ) и личностная (ЛТ) тревожность, а также снижается самочувствие (С) и активность (Акт) [21]. Кроме того, обнаружено, что психофизиологическое состояние организма, в значительной мере, определяется гемодинамикой, выраженной, в частности, через артериальное давление и ЧСС [22]. А такие показатели, как артериальное давление, ЧСС, САН, СТ и ЛТ находятся, в определенной мере, под «контролем» гелиогеофизических агентов, которые могут модулировать функциональное состояние организма [ 2 2 ]. 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz