Вестник Кольского научного центра РАН. 2013, №2.

соответственно, р=0.0001), ЧСС - снижается (74.6±1.2 и 83.7±2.5 соответственно, р=0.001), как снижается и вклад низкочастотной компоненты (LF) в частотный спектр ВСР (892.8±33.5 и 1116.2±62.4 соответственно, р=0.0021). Поскольку значение среднего RR-интервала и его вариабельности являются базовым показателем состояния организма и его адаптационных возможностей, можно заключить, что в 2 0 1 2 г. среднестатистический уровень адаптации детей был выше, чем в 2011 г. Подтверждением этого заключения служат показатели адаптации (А) в 2011 и в 2012 гг. (61.7±2.7 и 65.4±2.3 соответственно), а также другие характеристики функционального состояния организма детей (табл. 1 ), хотя значимость различий между ними в 2 0 1 1 и 2 0 1 2 г. не достигает уровня р<0.05. Таблица 1 Статистические показатели психофизиологического состояния детей в 2011 и 2012 гг. Показатели психофизиолотч СОСТОЯНИЯ 2011 2012 Р М ±т Минимум Максим. Ст.огкл. М ±т Минимум Максим. С т . огкл . А 61.7±2.7 44.1 74.7 8.4 65.4±2.3 50.7 84.7 9.4 р> 0.05 В 66.9±3.8 44.8 88.1 12.2 72.3±2.3 58.5 91.7 9.1 /)>0.05 С 60.7±2.4 46.0 66.8 7.7 58.9±1.6 48.5 70.6 6.5 р> 0.05 D 62.8±2.1 50.4 70.2 6.6 60.6±1.2 51.0 69.0 4.8 р>0.05 ИП 63.0±2.6 46.3 74.6 8.4 64.3±1.7 52.2 79.0 6. р> 0.05 Средний RR-интервал 729.7±20.7 604.6 807.4 65.43 832.4±11.5 760.3 911.2 46.1 /Ю.0001 ЧСС 83.7±2.5 74.7 100.7 7.9 74.Ш.2 67.0 83.7 4.7 /Ю.001 ИВР 172.6±25.9 94.5 391.4 81.9 157.2±13.9 85.1 320.6 55.7 р> 0.05 ВПР 0.36±0.00 0.32 0.40 0.02 0.31±0.0 0.28 0.3 0.01 /)>0.05 ПАПР 51.4±4.7 34.1 88.201 14.99 44.5±2.4 29.7 68.6 9.5 р> 0.05 ИН 138.0±29.7 60.8 394.4 94.0 113.6±15.0 49.4 302.1 60.1 /)>0.05 А то - 34.1±1.8 26.7 46.8 5.5 32.9±1.0 25.7 41.7 4.0 /)>0.05 RMSSD 38.2±2.2 22.8 49.3 6.8 45.9±2.8 31.4 72.8 11.4 р> 0.05 HF 593.4±62.1 243.8 928.0 196.5 886.1±129.2 423.9 2253.7 517.0 /»>0.05 LF 1116.2±62.4 743.6 1418.7 197.3 892.8±33.5 665.4 1171.6 134.0 /Ю.0021 LF/HF 3.4±0.5 1.9 6.8 1.4914 2.8±0.3 0.9 4.9 1.3 /»0.05 ТР 2798.9±138 1858.2 3905.7 669.7 2713.5±1 1898.6 4006.4 535.24 р> 0.05 Средние значения показателей адаптации как в 2011 г., так и в 2012 г. соответствуют нижней границе нормы, однако индивидуальные значения этих показателей существенно варьируют: средний уровень адаптации детей в 2011 г. колебался в пределах от 44.1 до 74.7% (при норме выше 60%), а в 2012 г. от 50.7 до 84.7% (табл. 1). Те же закономерности характерны и для других психофизиологических показателей. На рис. 1 можно видеть особенности индивидуальной адаптации детей к условиям средних широт в 2011 и в 2012 г. Так, в 2011 г. у пяти тестируемых детей показатель А оказался ниже нормы, а в 2012 г. у 4-х детей, что составляет (от числа лиц в исследуемых группах) 55.6 % и 44.4% соответственно. Рис. 1. Средние знамения (М т) показателей адаптации отдельных испытуемых в исследуемые периоды в 2011 г. (А) и в 2012 г. (Б). По оси абсцисс- условные номера тестируемых детей; по оси ординат - показатели адаптации , условные единицы 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz