Вестник Кольского научного центра РАН. 2013, №2.

техническом обеспечении и их труднодоступность делают даже обычные простои или ремонтные работы такого оборудования весьма дорогостоящими (свыше 150 тыс. долл. в день), а в случае аварии приводят к значительным социально-экономическим последствиям. Накопленный к настоящему времени мировой опыт морских (шельфовых) нефтегазовых разработок [2, 3] показывает, что количество аварийных ситуаций на платформах, сооружениях для добычи и хранения нефтеуглеводородов, скважинах, трубопроводах и др., составляет около 3 тыс. случаев, а экономический ущерб превышает 43 млрд долл. (рис. 1). 1200 1000­ 800- 0 со Ь 6 0 0 ­ л> У 1 4 0 0 ­ 8 200 ­ 0 - 12000 10000 8000 і 6000 tO | : 4000 Эк 2000 0 □ всего □платформы □ скважины э трубопроводы □ другие Рис. 1. Количество аварий на нефтегазообъектах и ущерб от них по основным регионам морского нефтегазопромысла Анализ влияния различных факторов на возникновение аварийных ситуаций на морских нефтегазоразработках показывает, что наибольшее число аварий произошло за счет потери устойчивости, повреждений и разрушений конструкций (36%), тяжелых погодных условий (7%), удара (5%) и др. факторов [4]. При этом отмечено, что фактически по каждой пятой и более аварийной ситуации причина неизвестна (22%). Наиболее ярким примером является месторождение Экофиск, разрабатываемое в Северном море, на котором за более чем 30 лет добычи произошло проседание морского дна над центральной 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz