Вестник Кольского научного центра РАН. 2013, №2.

условиях проблематично**. Рекомендуется: - упростить процедуру участия зарубежных инвесторов в крупных проектах по альтернативной энергетике, принять меры по установлению рыночных обязательств в энергоэффективности, обязательных целей по сокращению выбросов парниковых газов; - развивать энергетическую эффективность в промышленности (не только энергетические аудиты, но и заключение долгосрочных (на 5-12 лет) целевых соглашений по повышению энергоэффективности между правительством и энергоемкими промышленными холдингами), принять меры по продвижению энергетической эффективности на малых и средних предприятиях, обязать энергоснабжающие компании повышать энергоэффективность у потребителей, запустить схемы опыта развитых стран применения гибких инструментов; - распространять зарубежный опыт по продвижению пассивных домов, домов с нулевым потреблением энергии и домов типа «энергия плюс», устранить недостатки нормативной базы, документы низкого качества***; - формировать эффективную местную политику в области развития альтернативной энергетики, создавать по возможности новые рабочие места, связанные с реализацией выбранной энергетической политики. ЛИТЕРАТУРА 1. Официальный сайт ФГБУ «Российское энергетическое агентство». Режим доступа: http://vwwv.rosenergo.gov.ru/ 2. Гпадилин И. Бывший директор НИИ статистики Василий Симчера представил реальные данные. Дата опубликования 14.11.2011. Режим доступа: http://www.km.ru/v-rossii/2011/11/14/ekonomicheskaya-situatsiya-v-rossii/obnarodovana- shokiruyushchaya-pravda-ob-isti 3. Он-лайн библиотека: Категории достаточно общей теории управления. Режим доступа: http://www.plam.ru/bislit/dostatochno_obshaja_teorija_upravlenija/p5.php 4. ЭнгельсФ. Анти-Дюринг. 1878. Изд-во: Институт К. Маркса и Ф. Энгельса. 359с. Режим доступа: http: //filosof.historic.ru/books/item/ro0/s01/z0001015/ stOOO.shtml 5. Черница С. Новая энергетика набирает ход. Аналитика - Генерация энергии. Опубликовано 27.05.11. Режим доступа: http://energyland.info/analitic-show-71955 6. Global Energy Assessment - Toward a Sustainable Future, Cambridge University Press, Cambridge UK, 2012.1865 р. 7. Dynamics of Energy Governance in Europe and Russia.Edited by Caroline Kuzemko, Andrei V. Belyi, Andreas Goldthau and Michael F. Keating. Printed in Great Britain by CPI Antony Rowe, Chippenham and Eastbourne.2012. - 292 p. 8 . Стратегия развития Арктической Зоны РФ и обеспечение национальной безопасности на период до 2020 г. (проект). М., 2010. 241с. 9. Sweden’s strategy for the Arctic region. Regeringskasliet. Printed by XGS Grafisk Service, 2011.50 р. 10. Finland’s strategy for the Arctic region. Prime Minister’s Office Publications, 8/2011. 94p. 11. The Norwegian Government’s High North Strategy. Norwegian Ministry of Foreign Affairs, 2006.№ 1.73 p. 12. Bjorn Brunstad, Eivind Magnus, Philip Swanson, Geir Honneland, Indra Overland. Big Oil Playground, Russian Bear Preserve or European Periphery?The Russian Barents Sea Region towards 2015. Eburon Delf. 2004. 271 p. 13 .Башмаков И.А. Сравнение российской политики повышения энергоэффективности с мерами, принятыми в развитых странах. ЦЭНЭФ / И.А. Башмаков, В.И. Башмаков. М., 2012. 67 с. 14. Renewable Energy Policy in Russia: Waking the Green Giant. Copyright @ 2011 International Financial Corporation (IFC) Russia Renewable Energy Program.70 p. 15. Официальный сайт российского агентства по прогнозированию балансов в электроэнергетике. Режим доступ: http://www.e- apbe.ru/5years/sc_2012_2030/index.php 16. Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. №1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности». 17. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 07.06.2010 №273 "Об утверждении Методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях». 18. Постановление Правительства №1225. 19. Приказ Министерства регионального развития Российской Федерации № 273. 20. Постановление Правительства РФ от 12 июля 2011г. №562 «Об утверждении перечня объектов и технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, осуществление инвестиций, создание которых является основанием для предоставления инвестиционного налогового кредита». Сведения об авторе Туинова Светлана Сергеевна - к.э.н., научный сотрудник; e-mail: touinova@iep.kolasc.net.ru **Положение о субсидировании региональных программ, например, приняли осенью 2011г. С учетом процедур подготовки заявок и их рассмотрения в регионы деньги попали в разгар отопительного сезона, когда многие работы провести уже невозможно. В настоящий момент нормативная база построена так, что средство-аудит подменяет цель- энершэффективность [см. 16, 17]. Критерии отбора оборудования по индексу энергоэффективности сформулированы не совсем корректно [см. 18, 19, 20]. Блокируется возможность замещения одних ресурсов другими и внедрение возобновляемых источников энергии, замещающих традиционные (см. формулировку статьи 24 ФЗ №261). Цель снижения удельного расхода на 15% за 5 лет должна быть сформулирована для всего муниципального образования или для распорядителя средств государственного бюджета, а не для каждого бюджетного учреждения (распорядитель сам определит, на каких учреждениях можно получить экономию, а где нельзя, цель нужно формулировать для всей совокупности коммунальных ресурсов, взвешенных по ценам базового года, а не для каждого в отдельности). 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz