Вестник Кольского научного центра РАН. 2013, №2.

«ЛУКОЙЛ» имеет самые высокие доказанные запасы нефти среди всех российских компаний (табл. 2). Внедрение современных методов повышения отдачи пластов и увеличения коэффициента извлечения нефти (КИН) - вторая часть добычной стратегии, характерная в последние годы для российских месторождений «ЛУКОЙЛа». Средний КИН по всем месторождениям России падает еще с 1960-х гг., и это означает, что до последнего времени нефть в стране добывалась нерационально. На объектах компании КИН составляет 0.28, и это соответствует среднероссийскому уровню. Однако уже в самых ближайших планах поставлена задача его увеличения до 0.32 [4]. Специалисты компании считают, что теоретически КИН можно увеличить до 0.5 и даже до 0.6, именно такие показатели достигнуты на месторождениях Волгоградской и Калининградской областей. В табл.З представлены дополнительные объемы нефти, полученные «ЛУКОЙЛ» за счет повышения нефтеотдачи пластов [6]. Объективно необходимо развитие прикладной науки нефтегазового комплекса для отработки месторождений Арктического шельфа, как неотъемлемого звена в цепочке воспроизводства инноваций, которая предусматривала бы комплексный подход к формированию и поддержке приоритетов ресурсно-инновационной стратегии. При этом определенные задачи прикладной науки должны решаться сегодня с помощью науки фундаментальной, поскольку происходит постоянное усложнение решаемых задач. Обоснование и подготовка инновационных проектов для освоения шельфовых месторождений углеводородного сырья является сложным и длительным процессом, по существу, пакетом комплексных исследований. В рамках данного аналитического обзора рассмотрены только основные проблемы и возможные решения по месторождениям, планируемым к освоению в ближайшей перспективе. Для изучения геологического строения акваторий весьма широко применяются геофизические, главным образом, сейсмические методы исследований. Геофизические суда обладают достаточно хорошей мореходностью и значительной автономностью плавания, что позволяет им большой период времени работать на профиле практически круглосуточно. Кроме того, они «вооружены» современными геофизическими комплексами, обеспечивающими проведение всех модификаций сейсмических методов, включая 3D, а также контроль и предварительную обработку материалов в море. Благодаря высокой производительности и хорошей технической оснащенности геофизических судов, морские геофизические исследования обеспечивают значительно более высокое качество и информативность материалов при затратах в несколько раз ниже, чем при проведении работ на суше. Так, если стоимость 1 км профиля 2D на Баренцевом море стоит 300-500 долл., то на прилегающей суше, где требуется прокладка просеки, бурение скважин, эта стоимость доходит до нескольких тыс. долл. Относительно невысокая стоимость морских геофизических работ и их повышенная информативность позволяют значительно увеличить область применения геофизических методов, используя их для построения и уточнения трехмерной модели месторождения после бурения первых поисковых скважин, а также обеспечить тем самым условия для существенного уменьшения числа морских поисково-разведочных скважин (стоимость каждой из них в настоящее время может превышать 50 млн долл.). Многолетние исследования ООО «Научно-исследовательский институт природных газов и газовых технологий - ГазпромВНИИГАЗ» показали, что весьма большое значение для освоения морских месторождений нефти и газа имеют вопросы их комплексного освоения: ■ во-первых, это создание единого добывающего комплекса для разработки месторождений. Такой подход позволяет разрабатывать небольшие месторождения в качестве сателлитов более крупных месторождений. При этом для месторождений-сателлитов весьма актуально применение облегченных дешевых платформ с минимальным технологическим обустройством, необходимым для подачи продукции на головные технологические объекты. Возможно здесь и применение подводных добычных комплексов [7]; ■ во-вторых, комплексное освоение месторождений суши и моря. В экстремальных природно­ климатических условиях экономически эффективное освоение уникальных по запасам морских месторождений возможно только при наличии адекватной уже существующей береговой инфраструктуры. Оптимальным представляется сдвиг начала освоения морских месторождений, 1 02

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz