Вестник Кольского научного центра РАН. 2013, №1.

спрос? В первую очередь - ресурсные отрасли. Там много средств и там действительно заинтересованы в высоких технологиях, потому что для освоения труднодоступных арктических месторождений требуются совсем другие технологии и материалы. Можно поставить наши естественные монополии, которые потребляют минерально-сырьевые ресурсы страны, в такое положение (как тот же Китай делает), чтобы они покупали отечественную технику. Да, сейчас они говорят: «Это дорого и неэффективно, проще купить за «бугром». Нет, давайте в рамках государственных программ, систем госзакупок прописывать: в течение года такие-то заводы начинают делать такую-то технику под ваш заказ. Тогда это и будет технологический прорыв с использованием нашего конкурентного преимущества - ресурсов. Не надо никаких фантастических проектов с нанолампочками. Это не базовая отрасль. Если же у нас начнется выпуск современной горной техники, бурового оборудования, танкеров по доставке сжиженного газа и т.п. - тогда в опорные отрасли придут высочайшие технологии. За собой они сразу потянут металлургию, химию, электронику и все, что связано с наукоемкими технологиями. Вот инновационный прорыв, который наиболее реален, во всяком случае, на первом этапе. Это принципиальный вопрос, связанный с развитием всей нашей экономики, некий «ресурсный» локомотив, который потащит за собой промышленность и создаст другой уровень ВВП, современный технологический уклад. Резко возрастет емкость внутреннего рынка, тогда как на сегодня у нас 80% алюминия, никеля, титана, редких металлов уходит на запад. - Поскольку в Арктике экстремальные условия хозяйствования и проживания, их нужно чем-то компенсировать. К а к Вы оцениваете социальные меры законопроекта? - Их много - хороших, полезных, нужных. Но их реализация обязательно упрется в деньги. А даст ли их нам государство - большой вопрос. Мы предлагаем создать федеральный Фонд наследия Арктической зоны РФ для финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований, в том числе в случае истощения разрабатываемых месторождений полезных ископаемых и ухудшения социально-экономической ситуации в созданных на их основе населенных пунктах. Формироваться фонд может за счет налога на природные ресурсы предприятий и организаций, добывающих и перерабатывающих эти природные ресурсы в Арктической зоне, и за счет части налога на добавленную стоимость, дополнительно формирующуюся в арктических регионах за счет повышенных трудозатрат этих предприятий и организаций. Ведь сейчас Арктическая зона РФ, в которой живет и трудится всего 1% населения страны, создает более 4% валового внутреннего продукта и 10% валютных поступлений. Есть и чисто «тактические» вопросы. Например, в области гарантий и компенсаций есть пункт о предоставлении людям, проработавшим в Арктической зоне не менее шести лет и нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья в местах постоянного проживания, т.е. на Севере. Мы предлагаем дополнить его подпунктом о предоставлении лицам, проработавшим в Арктической зоне не менее 15 лет и достигшим пенсионного возраста, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья в других районах России. Законопроект имеет и технические недостатки, некоторые его положения как будто переписаны из советского законодательства. Например, в области трудовых отношений предусматривается заключение на Севере трудового договора сроком до 2 лет. Да, в 80-х годах, когда договор заключался на год, это была льгота. Сейчас у нас общая норма 5 лет. Спрашивается, почему в Арктике нужно 2 года? Конечно, если компании требуется 2 года - пусть заключает договор на этот срок, а если ей нужно 5 лет - зачем ее ограничивать двумя годами? - То есть некоторые пункты нужно подкорректировать? - Конечно. А некоторые - вообще убрать. Те, которые можно отнести хоть к Дагестану, хоть к Тульской области. Надо, чтобы закон затрагивал только специфику Арктики. Но вообще, любой закон мы можем только приветствовать, потому что он так или иначе создает некую основу стабилизации ситуации в Арктической зоне РФ и основу для ее развития. А значит, некоторые дополнительные условия и для улучшения жизни в нашей Мурманской области. Интервью взяла Светлана Алтухова 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz