Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №4.
сегменте; изучены профессионально-квалификационные и территориальные аспекты занятости саамов [9]. Характерно, что сферы экономических интересов коренного населения Мурманской области до настоящего времени сохраняют традиционную направленность: отраслевое оленеводство, местная инфраструктура и традиционные хозяйственные практики, в современных условиях принявшие формы родовых общин, поддерживающей экономики и нелегальной экономической активности (браконьерство, «черный» туризм, неучтенное оленеводство, продажа без лицензий мяса, рыбы и т.д.) [2]. В ходе работ было также установлено, что уровень адаптированности коренного населения к современным социально-экономическим условиям остается низким. Наиболее успешной формой реализации этно-экономических интересов кольских саамов является родовая община. Однако развитие общин на территории Мурманской области затруднено по целому ряду причин: неразвитой региональной законодательной базы, низкой доступности территорий, пригодных для осуществления традиционных видов хозяйственной деятельности, конфликтов с крупными хозяйствующими субъектами, трудностями финансово-экономического характера и т.д. [2, 9]. К сожалению, по результатам многолетних наблюдений и анализа социально-экономического положения кольских саамов приходится констатировать, что коренное население Мурманской области, начиная с периода социально-экономических трансформаций 1990-х гг. и по настоящее время, представляет собой одну из наиболее социально-уязвимых групп населения Мурманской области. Основной причиной сложившегося положения в работах ЦГП КНЦ РАН названо отсутствие институциональных ограничений на действия неаборигенных экономических агентов в сферах экономических интересов коренного населения и недостаток институтов, обеспечивающих возможности реализации интересов коренных сообществ [2]. Чрезвычайно сложное социально-экономическое положение коренного населения требовало поиска адекватных механизмов, направленных на изменение ситуации. Очевидно, что в первую очередь речь должна идти о мерах государственной поддержки, в рамках особой политики в отношении коренных малочисленных народов Севера, формирование и развитие которой должно происходить на всех уровнях управления. Таким образом, разработка основ региональной политики в отношении коренного населения стала третьим направлением в области саамских исследований ЦГП (МЦНКО) КНЦ РАН. К середине 1990-х гг. необходимость создания в Мурманской области собственной правовой базы, обеспечивающей реализацию интересов коренных сообществ и отражающей общемировые тенденции того периода, признавалась не только коренными жителями, но и представителями региональной власти. В это время в нашей стране предпринимались активные попытки на федеральном уровне законодательно обеспечить коренным малочисленным народам реализацию прав и гарантировать им социальное и экономическое развитие, сохранение культурной самобытности и традиционную среду обитания. Существовала необходимость в формировании собственной законодательной базы и на уровне региона. В 1997 г. в МЦНКО КНЦ РАН началась работа по подготовке региональной Концепции о правовом статусе коренных малочисленных народов Севера и статусе территорий традиционного природопользования Мурманской области. Были проведены рабочие встречи с представителями регионального правительства, консультации с зарубежными специалистами. Кроме того, были подготовлены поправки к Проекту Устава Мурманской области, касающиеся коренных народов региона (отв. исполнитель - Н.Н. Гуцол). В том же году по заказу Комитета по науке, культуре и образованию Мурманской областной думы проводилась работа по подготовке проекта закона «Об основах регионального регулирования возрождения и социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера и других этнических групп, ведущих традиционный образ жизни, Мурманской области» (руководитель - В.П. Петров). Проект Закона был представлен на рассмотрение Комитета в декабре 1997 г. К сожалению, в тот период данные работы не получили практического развития: разработка Концепции была прервана, а региональный закон, направленный на поддержку коренных народов в Мурманской области, был принят областной думой лишь в 2008 г. В дальнейшем круг задач, решаемых по данному направлению, был пересмотрен. Пришло понимание, что проблемы коренных народов необходимо решать не только в правовом поле, но и с позиций формирования соответствующих механизмов регионального управления и политики развития региона в целом. Первые работы в этом ключе осуществлялись в период с 2002 по 2006 гг. и были 6
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz