Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.
Представляется, что центральный аппарат Минрегиона РФ, учитывая громадную территорию Российской Арктики и многообразие условий ее промышленного развития, с такой задачей в полном объеме не сможет справиться, как говорится, по «определению». Перспективным направлением исследований здесь является, по нашему мнению, оценка целесообразности организации в пределах Арктической зоны федерального округа, возглавляемого полномочным представителем Президента РФ в федеральном округе, по примеру уже существующих в стране федеральных округов, созданных Указом Президента РФ еще в 2000 г. [25]. В настоящее время российские федеральные округа, представляющие собой легитимные элементы системы административно-территориального деления страны, деятельность которых направляется аппаратом полномочного представителя Президента РФ, выступают в качестве эффективного инструмента федерального регулирования регионального развития, потенциал которого далеко не исчерпан. Главный смысл существования таких округов видится в территориальном приближении федеральной власти к субъектам РФ, осуществления взаимодействия центра с регионами; аккумуляции межрегиональных и трансграничных проблем экономического развития в целях совместного поиска компромиссных решений с учетом в первую очередь общероссийских интересов. Тогда речь может идти либо о расширении функций намечаемого к созданию аппарата полномочного представителя Президента РФ во вновь создаваемом Арктическом федеральном округе, либо о создании в пределах такого федерального округа специальной территориальной структуры Минрегиона РФ, наделенной достаточно широкими полномочиями. Концептуальные предложения по активизации аналитической деятельности аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе в сфере стратегического планирования развития промышленности в пределах федерального округа содержатся в книге «Стратегическое управление развитием промышленности в пределах федеральных округов» [26]. Авторы определили целесообразность рассмотрения аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральном округе в качестве значимого элемента государственной системы стратегического планирования развития промышленного комплекса страны. Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе может иметь собственный предмет аналитической деятельности в сфере развития промышленного сектора экономики, главные стратегические направления которой состоят в следующем: • познание на основе стратегического анализа результатов развития промышленного сектора экономики в пределах федерального округа сущности происходящих здесь процессов в общем контексте экономических трансформаций в российской и мировой экономике; • стратегическое прогнозирование процессов пространственного развития промышленного сектора экономики в федеральном округе; • разработка на стратегическую перспективу согласованных с заинтересованными субъектами управления и хозяйствования плановых решений, направленных на усиление позитивных тенденций и исключение негативных тенденций развития промышленности в пределах федерального округа. Учитывая масштабность и сложность намечаемых к решению задач, их влияние на стратегическое экономическое развитие страны, представляется целесообразным придать полномочному представителю Президента РФ в Арктическом федеральном округе ранг заместителя председателя Правительства России. ЛИТЕРАТУРА I. Бандурин А.В., Чуб Б.А. Стратегический менеджмент организации: курс лекций. Режим доступа: w w w .cfin.ru. 18 с. 2 . Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999. 3. Chandler A. Strategy and structure. London, 1962. 4. Экономическая стратегия фирмы / под ред. А.П. Градова. 2-е изд. СПб.: Спец. лит., 1999. 5. Мицберг Г. и др. Школы стратегий. СПб., 2000. 6. Мескон М.Х. и др. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. М.: Дело, 1992. 7. Rozen R. Strategic management. Fn introduction. Pitman publishing, 1995. 8. Grundy T. Breakthriugh strategics for gruwth. Pitman publishing. 1995. 9. Портер М. Международная конкуренция. М.: Междунар. отношения, 1993. 10. Управленческое консультирование / под ред. М. Кубра. М., 1992. Т. 2. I I . Коротков Э.М. Исследование систем управления. М.: ДеКа, 2000. 12. Захарченко В. Стратегия предприятия в переходный период // Бизнес-информация, 1998. №13-14. 13. Lyrch R. Corporate strategy. N.Y.: Pitman publishing, 1997. 14. Садовский В.H. Основания общей теории систем. М., 1974. 15. Погостинский Ю.А. Системный анализ 70
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz