Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.
развития объекта управления, обоснование целей его развития и формирование механизма достижения цели. В этом случае стратегическое управление можно трактовать как процесс разработки и реализации стратегии. Необходимо отметить, что в российской практике стратегическое управление зачастую связывают только с долгосрочным характером принимаемых управленческих решений. Наша позиция состоит в том, что «стратегичность» управления определяется не только (и не столько) долгосрочным характером принимаемых управленческих решений, но состоит, главным образом, в предвидении изменений внешней среды объекта управления, адаптации к ним процессов его развития. Выше отмечалось, что субъект управления развитием стратегического потенциала промышленного предприятия носит, в общем случае, сложный многокомпонентный характер. В общей теории систем при рассмотрении проблемы создания и обеспечения функционирования сложной системы как единого целого, обладающего новыми интегральными свойствами, присутствуют различные толкования взаимовлияния компонентов (или элементов) системы [14]. С точки зрения сторонников плюралистического направления элементы системы находятся между собой в координационной зависимости, их взаимовлияние не обусловлено разделением на «определяющие» и «определяемые» компоненты. Представители монистического подхода считают возможным выделение на определенных этапах функционирования системы доминирующего элемента. Поэтому в настоящем исследовании мы будем рассматривать в качестве ядра субъекта стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия его менеджмент, квалифицируя присутствие остальных участников рассматриваемого процесса как субъектов влияния. Использование монистического подхода представляется нам вполне оправданным, ибо в соответствии с действующим законодательством именно высший менеджмент промышленного предприятия в конечном счете ответственен за результаты его экономического развития. Тогда сущность стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия состоит в организации целенаправленной деятельности всех заинтересованных субъектов управления и хозяйствования высшего менеджмента по достижению намеченных стратегических приоритетов и целей его развития на основе эффективной адаптации к изменяющимся параметрам внешней среды. Из определения сущности стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия вытекает его содержание, которое раскрывают следующие основные этапы управления, различающиеся по целям, задачам, видам обеспечения: • стратегический анализ развития экономического потенциала промышленного предприятия; • обоснование стратегических ориентиров и определение стратегических целей развития потенциала промышленного предприятия; • реализация стратегических приоритетов и целей развития потенциала промышленного предприятия. Содержательно охарактеризовать стратегическое управление развитием потенциала промышленного предприятия можно, рассмотрев его основные функции. Сложность такой задачи связана с тем, что сегодня нет единого понимания термина «функция управления», функции управления выделяются на разных основаниях [15]. Так, М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури отмечают, что процесс управления является общей суммой всех функций [6], а А. Файоль, впервые описавший такие функции управления как предвидение, организация, распределение, координация и контроль, так и не определил понятие «функция управления» [16]. Обобщение определений, представленных в научной литературе [17-20], позволяет характеризовать функцию стратегического управления развитием потенциала промышленного предприятия как специфический вид управленческой деятельности, обособившийся в процессе разделения труда, выражающий его содержание в действии, направленном на достижение цели. В теории управления получил распространение подход, предполагающий выделение «базовых» и «связующих» управленческих функций, причем связующие функции предназначены для реализации «базовых». Применительно к стратегическому управлению развитием потенциала промышленного предприятия автор предлагает рассматривать в качестве базовых 66
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz