Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.

механизмов управления ресурсами, необходимыми для достижения поставленной цели [3]. Такое определение подчеркивает долгосрочный характер целей и задач, необходимость концентрации ресурсов на приоритетных направлениях. Вместе с тем А. Чандлер включает в стратегию и механизм управления необходимыми для достижения цели ресурсами. Механизм этот понимается как определенный набор правил. И. Ансофф также отмечает, что стратегия есть набор правил для принятия решений в условиях частичной неопределенности. Он трактует стратегию бизнеса как широкий набор правил принятия решений и выбора целей, определяющих сферу бизнеса и направление его роста. В отечественной науке близкая точка зрения отражена в книге «Экономическая стратегия фирмы», где отмечено, что «под стратегией принято понимать набор правил и приемов, с помощью которых достигаются основополагающие цели развития той или иной системы» [4]. Весьма распространено представление о стратегии как о плане. Многие авторы, говоря о стратегии, подразумевают именно стратегические планы. Согласно такой трактовке, стратегия есть «планы высшего руководства по достижению долгосрочных результатов, соответствующих целям и задачам организации» [5]. В известной работе М. Мескона, М. Альберта и Ф. Хедоури [6] приводится следующее определение: «Стратегия - детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. По мнению автора статьи, это определение отражает сущность стратегического плана развития организации, но не сущность содержания понятия «стратегия». Р. Розен в своей книге «Введение в стратегическое управление» определяет стратегию в виде способа ответа на вопрос «как?». Он пишет: «Фокус стратегического управления находится на том, что организация старается достичь в долгосрочной перспективе, когда она собирается этого достичь, т.е. цели организации и то, как она собирается этого достичь, что и представляет собой стратегию организации» [7]. Т. Гранди высказывает аналогичную точку зрения: «...стратегия представляет собой то, как вы собираетесь попасть из исходной точки в ту, пребывание в которой стоит этого. Стратегия также предполагает попадание туда посредством использования конкурентного преимущества, с минимумом трудностей и в максимально короткое время» [8]. В том же ключе звучит и определение М. Портера, гласящее, что стратегия есть обоснованная формула того, как бизнес собирается конкурировать, какие у него должны быть цели, и какую политику можно проводить, чтобы достичь этих целей. Сущность формулирования стратегии - соотнесение компании с ее окружением [9]. Аналогично этому определение стратегии, представленное в книге «Управленческое консультирование»: «Как и в любом деле и организации, стратегия - это выбор дороги, которая ведет от одного состояния (настоящего) к другому (будущему)» [10]. Из представленных трактовок следует, что стратегия понимается не только как совокупность методов, но и как путь, траектория, описываемая экономической системой, движущейся в некотором заданном пространстве параметров. Понятие стратегии как пути или направления встречается и у Э.М. Короткова, который говорит о стратегии как о направлении развития в соответствии с поставленной целью, при этом замечая, что стратегия управления - особое качество функций управления и управленческих решений, персонала управления и организации управления [11]. Существуют также исследования, где стратегия рассматривается как долгосрочное качественно-количественное направление развития экономической системы, касающееся сферы ее деятельности, средств и форм функционирования, а также взаимоотношений с внутренней и внешней средой, приводящее ее к достижению намеченных целей [12]; где стратегия определяется как процесс видения преобразований и процесс выполнения плана развития [13]. Автор полагает, что для выявления сущности такого феномена как «стратегия», следует обратиться к этимологии данного термина. Стратегия (от греч. stratos и ago) - «войско» и «вести». Рассматривая стратегию как элемент управления развитием экономической системы, необходимо сосредоточиться на втором компоненте этого термина - глаголе «вести». Если объект управления необходимо вести, то возникают вопросы: «куда?» и «как?», то есть необходимо задать цель, направление и способ ее достижения. Тогда «стратегия» с экономической точки зрения представляет теоретически обоснованный и практически реализуемый способ перевода объекта управления из текущего состояния в желаемое. Процесс формирования стратегии, таким образом, должен включать анализ и оценку результатов 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz