Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.

Наиболее результативными с точки зрения получения прибыли выглядят Вологодская (за исключением кризисного периода), Ленинградская, Новгородская, Мурманская области, г. Санкт-Петербург и Республика Коми. Вместе с тем, доля прибыли, направляемая на воспроизводство основных фондов, в этих регионах имеет тенденцию снижения (исключая кризисный период). Причины сложившегося положения вскрываются при исследовании процессов формирования прибыли в разрезе видов экономической деятельности. В регионах СЗФО виды экономической деятельности, формирующие основной финансовый результат, составляют в основном добыча полезных ископаемых и обрабатывающие производства в различных сочетаниях. Исключение составляет Республика Коми и Ленинградская область с высокой долей транспорта и связи. Таблица 4 Отношение прибыли к ВРП, %* Регионы 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 сред Российская Федерация 23.7 20.4 27.1 22.9 15.6 18.2 19.7 19.8 СЗФО 22.4 15.1 20.2 21.6 17.4 16.5 18.0 16.8 Республика Карелия 14.0 17.1 11.2 11.1 13.6 3.6 14.9 10.5 Республика Коми 28.1 16.3 14.1 15.1 8.5 17.2 18.0 16.1 Архангельская область 11.5 9.2 6.0 4.9 2.7 2.7 5.1 6.0 Ненецкий АО 31.9 14.2 6.8 5.5 4.0 17.3 19.3 13.0 Вологодская область 42.4 28.5 31.0 31.5 31.4 8.2 6.8 25.8 Калининградская область 20.9 16.2 12.3 10.8 7.2 11.0 15.8 13.4 Ленинградская область 22.0 22.2 18.0 21.9 19.4 15.2 15.2 17.9 Мурманская область 23.5 13.5 18.3 22.8 18.1 18.7 19.1 16.0 Новгородская область 17.0 14.2 28.7 34.3 7.5 27.9 14.3 17.2 Псковская область 7.7 3.5 3.2 4.0 3.8 2.9 3.8 4.2 г. Санкт-Петербург 18.7 10.5 26.1 26.9 21.9 20.7 23.5 18.1 Примечание. *Рассчитано авторами за период 2000-2010 на основе [3]. При этом для северных регионов характерна ярко выраженная концентрация прибыли в видах деятельности сырьевой направленности. Как правило, предприятия соответствующих видов деятельности входят в структуру холдингов и имеют инорегиональных владельцев. Поэтому прибылью, которая формируется в регионе, распоряжаются управляющие компании, зарегистрированные за пределами их территорий. На этом фоне обращает на себя внимание специфика формирования механизмов внешнего привлечения инвестиционных ресурсов. Среди таковых можно выделить: • механизмы, действующие на рыночных принципах (механизмы финансового рынка): эмиссия акций и корпоративных облигаций, банковское кредитование; • нерыночные механизмы (вне финансового рынка): бюджетное финансирование, финансирование вышестоящими организациями, заимствование у других предприятий. Природа их функционирования различна. К примеру, государственное финансирование в большей части должно быть направлено на создание благоприятной инвестиционной среды, т.е. на создание условий, стимулирующих повышение инвестиционной активности частных инвестиций, что не исключает прямого государственного участия в инвестиционных проектах. В механизмах, формирующихся внутри нефинансового корпоративного сектора (финансирование вышестоящими организациями, заимствование у других предприятий), действие рыночных принципов ограничено, так как в процессе распределения и перераспределения ресурсов участвует ограниченный круг лиц, и инвестиционные решения в некоторой степени могут носить субъективный характер. В этой связи масштабы использования именно рыночных механизмов определяют эффективность процессов распределения ресурсов в целях социально­ экономического развития. 59

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz