Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.

Очевидно, что возникновение подобных инцидентов в Арктической зоне может привести к непоправимым последствиям в силу удаленности мест проведения работ и чувствительной экосистемы региона. Одним из инструментов повышения уровня экологической безопасности в Арктике должно стать формирование эффективной системы управления морским природопользованием, которая рассматривается в настоящее время как важнейшая предпосылка успешного развития любой страны, имеющей береговую линию. Шельфовые моря, будучи природными образованиями, организованы системно. Говоря же о хозяйственной деятельности, осуществляемой в их пределах, можно сказать, что отдельные отрасли (транспорт, рыболовство, нефтегазодобыча и др.) в настоящее время не образуют единую системную общность. Их совокупность (набор связей и взаимоотношений) пока не приобрела такого взаимодействия, которое было бы направлено на получение интегрального фокусированного полезного результата. Другими словами, комплексность морской хозяйственной деятельности в Арктике - это пока не результат, а лишь процесс в освоении морских пространств и ресурсов. Неслучайно существуют понятия «рыбохозяйственный комплекс», «судоремонтный комплекс», «нефтегазовый комплекс» и т. д. Таблица Экологические риски, связанные с добычей углеводородных ресурсов на шельфе Арктики [3] Вид деятельности / Экологический риск Возможные последствия Бурение скважин Выброс загрязняющих веществ в атмосферу и морскую среду, сброс пластовых вод. Залповые выбросы жидких и газообразных углеводородов из скважины в процессе бурения Аварийные разливы нефти Нарушение морской экосистемы: ухудшение химического состава воды, гибель морских организмов, изменение маршрутов миграции Сжигание НПГ Образование на морской поверхности тонких неустойчивых пленок вокруг платформ Выбросы «парниковых» газов Изменения климата посредством выброса большою количества таких «парниковых» газов, как СОг и СН4, а также NOx Выбросы mnVOCv (летучие органические углероды неметанового ряда) в результате испарения сырой нефти при ее хранении или перегрузки на терминалы Повышение концентрации озона в приземном слое могут нанести вред здоровью людей, растительности, строениям Длительная эксплуатация месторождений Существенное повышение уровня сейсмологической опасности региона в связи с проседанием пород на огромных территориях Танкерная транспортировка углеводородов Разливы при выполнении погрузочно-разгрузочных работ и бункеровочных операций, при аварийных ситуациях Транспортировка по трубопроводной системе Разливы из-за аварийных ситуаций Аварийность на морских платформах Экологическая катастрофа, связанная с человеческими жертвами, загрязнением морской акватории, уничтожением морской и прибрежной флоры и фауны Концепция комплексного управления морским природопользованием, отличающая ее от обычной управленческой деятельности, основана на управлении всем и вся, кто или что имеет отношение к данной морской экосистеме и к прибрежной зоне. При этом интегральное морское природопользование должно предусматривать каналы обратной связи и механизмы опережающего воздействия для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду с целью наиболее эффективного обеспечения деятельности различных природопользователей в Арктике. Наиболее полно идеи рационального комплексного природопользования нашли свое отражение в трудах акад. Г.Г. Матишова [4]. Принципиальная схема комплексного интегрированного управления природопользованием изображена на рис. 4. 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz