Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.

Важно отметить, что от успешной реализации пионерных арктических проектов зависит не только благосостояние прибрежных регионов и степень наполнения бюджетов всех уровней, но и имидж Российской Федерации на международной арене, имеющей амбиции новой энергетической столицы Арктики. Повышение гибкости и адаптивности налоговой системы должно стать главным направлением совершенствования налоговой политики в нефтегазовом секторе экономики России. Еще одним перспективным направлением совершенствования государственного регулирования нефтегазового комплекса России является назревшая необходимость выработки эффективного механизма платности за пользование углеводородными ресурсами. Известно, что конкретные территории Земли и Мирового океана, освоенные или захваченные в прошлом, а также находящиеся на них природные ресурсы изначально принадлежат обществу в лице государства. В недропользовании на образование рентных доходов оказывает влияние целый спектр разнообразных причин, отражающих горно-геологические и экономико-географические условия, ценовые факторы и т.д. Существующие объективные условия добычи на отдельных месторождениях являются экономической основой введения дифференцированных платежей за пользование природными ресурсами. Факт изъятия рентных доходов обосновывается получением дохода по причинам, не зависящим от хозяйственной деятельности недропользователя, и является доходом собственника природных ресурсов. В мировой практике экономическая рента от нефтегазодобычи определяется как разница между стоимостью продукции и расходами на ее добычу, включая нормальную прибыль на вложенный капитал (отраслевую норму прибыли) [2]. Для расчетов принято использовать следующую формулу: Р С 3 П. где С - стоимость произведенного продукта, исчисленная по рыночной цене; 3 - затраты недропользователя; Р - рента (доход собственника); П - прибыль недропользователя. Особенностью разработки и эксплуатации месторождений углеводородного сырья является получение дополнительного дохода, обусловленного наличием рентной составляющей. В рамках нефтегазоносной провинции, частично или полностью находящейся в границах сырьевой территории, размер получаемого дополнительного рентного дохода меняется по мере освоения ресурсов нефти и газа (рис. 2). Отсутствует (или незначительна) Растет Максимальная Уменьшается I (поиск и разведка) ||(стабильная добыча) Нестабильная добыча) IV (падающая добыча) Стадии Рис. 2. Принципиальная схема формирования экономической ренты [2] Важно, что рента не является неизменной величиной: по мере отработки запасов и ухудшения геологических условий добычи ее размер уменьшается. В данном случае говорят о «естественной» динамике экономической ренты (природно-ресурсной составляющей), поскольку она во многом обусловлена природными свойствами разрабатываемых месторождений. В современных экономических условиях государство от эксплуатации углеводородных ресурсов получает лишь часть рентных доходов, размер которых значительно меньше 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz