Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.

Наряду с этим, на фоне общего роста объемов добычи углеводородов в стране, отмечается ухудшение качества сырьевой базы отрасли, высокий износ основных фондов и моральное устаревание технологической базы нефтегазового сектора. Старые высокоэффективные месторождения исчерпываются, новые находятся в труднодоступных районах. Состояние ресурсной базы существующих нефтегазовых провинций и реализация стратегических приоритетов развития нефтегазового комплекса страны определило важность и необходимость освоения углеводородных ресурсов новых регионов, в том числе и на Арктическом шельфе. Устойчивое развитие нового добывающего региона является сферой, развитие которой не может определяться одними лишь законами рынка. Государство, политика которого направлена на достижение цели организации энергетической безопасности страны и процветания граждан, обязано участвовать в управлении нефтегазовой промышленностью, учитывая невозможность полного распространения на социально-экономические взаимосвязи, возникающие в процессе добычи углеводородных ресурсов, всех принципов рыночной экономики. Одной из важнейших задач государства на современном этапе является критический анализ рыночной трансформации подходов к освоению углеводородных ресурсов. В настоящее время значительная часть экономических подходов, форм и методов освоения ресурсов, характерных для административно-плановой централизованной системы, потеряли свою актуальность в связи с утратой эффективности их применения в современных условиях. Сегодня России необходимы новые подходы к управлению поиском, разведкой и добычей природных ископаемых с учетом сложившихся экономических преобразований и зарубежного опыта. Проведенный анализ лицензионной деятельности позволяет выявить ряд тенденций, негативно влияющих на развитие отрасли в целом. Это, прежде всего, невыполнение условий лицензионных отношений, диспропорции пакетов лицензий между операторами проектов, резкое снижение активности проведения геолого-разведочных работ и т.д. Такие тенденции явились результатом сложившейся лицензионной политики в пореформенный период, допускающей выделение участков недр в пользование на бесконкурсной основе, отсутствие системы мониторинга исполнения условий лицензионных соглашений, а также пробелов законодательства. Освоение месторождений углеводородного сырья на Арктическом шельфе России затруднено в силу суровых климатических условий. Добыча будет вестись в районах, характеризующихся низкими температурами, ураганными ветрами, быстрым обледенением. На некоторых участках шельфа, где планируется добывать газ, свыше 200 дней в году дрейфует полутораметровый лед, что существенно удорожает работы [1]. Для создания конкурентоспособных условий освоения шельфовых месторождений, со стороны государства необходимо идентифицировать основные риски, возникающие при реализации нефтегазовых проектов, оценить их влияние на экономическую эффективность проектов, а также создать необходимые нормативно-правовые условия, нивелирующие данные риски. К основным рискам, возникающим в процессе освоения месторождений, необходимо отнести геологические, экономические, транспортно-технологические и экологические. Нивелирование указанных рисков возможно при участии государства, которое способно при помощи механизмов прямого и косвенного воздействия на экономику нефтегазового комплекса создать благоприятные условия для реализации шельфовых проектов и минимизировать указанные риски (рис. 1). В настоящее время налогообложение нефтегазодобычи в России носит в целом фискальный характер, не отражает природные свойства месторождений углеводородов, прежде всего шельфовых. Введенный с января 2002 г. налог на добычу (НДПИ), заменивший платеж на право добычи углеводородного сырья, снивелировал индивидуальный подход к освоению конкретных месторождений. Не учитываются такие важнейшие параметры месторождений, как удаленность от береговой линии, глубина моря, ледовые условия. Указанные факторы самым существенным образом влияют на рентабельность реализации шельфовых проектов. Вследствие этого отсутствует дифференцированный подход к разработке месторождений углеводородного сырья с различными условиями освоения. Главной целью государства по-прежнему является повышение наполнения бюджетов и получение доходов для осуществления своей деятельности. 47

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz