Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.

Во вторую, наибольшую группу входят семь городов Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО). Содержание стратегических документов этих городов сильно различается. Так, стратегию развития г. Лангепас вряд ли можно рассматривать в качестве полноценного стратегического документа. В данной стратегии нет увязки установленной системы целей с системой мероприятий по их достижению, не определен механизм реализации и мониторинга стратегии. Указанных недостатков нет в стратегических документах других городов. Особый интерес представил анализ Стратегического плана развития муниципального образования г. Нягань на период до 2020 года, утвержденный городской Думой в октябре 2010 г. Помимо высокого уровня организации подготовки и широкого общественного обсуждения проекта стратегического плана можно выделить следующие особенности данного документа: четкое, но не вполне традиционное структурирование и толкование некоторых понятий стратегического плана и отличающийся от существующих методических рекомендаций Минрегионразвития РФ подход по формированию сценариев (в отличие от рекомендаций не обосновывается выбор целевого сценария, все четыре предложенные сценария рассматриваются как равновозможные). На основе выполненного анализа практики стратегического планирования в муниципалитетах Севера, можно отметить следующие тенденции и проблемы его применения. Первые единичные примеры стратегического планирования в городах российского Севера приходятся на начало 2000-х гг., и к 2010 г. масштаб распространения этого прогрессивного метода управления достиг около трети от общего числа городов, что соответствует ситуации в среднем по стране. В то же время, территориальное распределение данных городов далеко не равномерное. Факторами, способствующими распространению стратегического планирования, являются либо относительно благополучная экономическая ситуация в регионе (как случай ХМАО), либо активная позиция региональных органов власти (как в Республике Коми, где, однако, неоправданно применен административный нажим). Применение методов стратегического планирования получает распространение преимущественно среди городских округов. У других типов муниципальных образований - муниципальных районов и поселений в их составе, из-за разделения (а в ряде случаев совмещения) предметов ведения и полномочий в рамках одной и той же территории, возникают противоречия, которые препятствуют не только стратегическому планированию и управлению развитием, но и решению текущих вопросов функционирования. Наличие у некоторых муниципальных районов стратегических планов обусловлено, как правило, требованиями со стороны региональных органов власти, поскольку они по существу продолжают функционировать как административно-территориальные единицы субъекта РФ, а их органы во многом приобрели положение территориальных органов региональной власти. Широкое распространение получила практика привлечения для разработки стратегических планов сторонних научно-консультационных организаций. Это может дать позитивный результат только при условии, если в процесс разработки и реализации стратегического плана будут активно вовлечено местное сообщество. В действительности указанное условие выполняется далеко не всегда, что может дискредитировать идею стратегического планирования. В целом, в городах российского Севера существует потенциал и положительные примеры весьма успешного применения современных методов стратегического планирования в практике управления социально-экономическим развитием своих поселений. Вместе с тем для эффективного применения методов стратегического управления в большинстве городов Севера пока отсутствуют необходимые предпосылки. Это обусловлено как недостатками внешних институциональных условий (главным образом нормативно правового регулирования и политики государственных органов власти, не обеспечивающих реальной экономической самостоятельности органов местного самоуправления), так и неготовностью нередко самих органов местного самоуправления применять методы стратегического управления (в силу недостатка соответствующих знаний и опыта). Следовательно, необходимы как специальные меры поддержки со стороны государства, так и активные действия самих органов муниципальной власти городов по внедрению методов стратегического управления в практику их деятельности. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz