Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.

УДК 332.14: 352 ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В МУНИЦИПАЛИТЕТАХ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА В.В. Дидык, Н.А. Серова, Л.О. Залкинд Институт экономических проблем им. Т.П. Лузина КНЦ РАН Аннотация Представлены результаты анализа институциональных предпосылок, проблем, тенденций и практики стратегического планирования и управления в муниципальных образованиях российского Севера и Арктики. Определены основные факторы, как способствующие, так и препятствующие применению технологий стратегического управления в северных городах и муниципальных районах. Ключевые слова: местное самоуправление, стратегическое управление, документы стратегического планирования, социально-экономическое развитие городов Севера России. В теории и практике управления территориальными социально-экономическими системами всё большее признание и распространение получает применение стратегического подхода, предполагающего разработку и реализацию стратегий (стратегических планов) развития территориальных образований на средне- и долгосрочную перспективу. Стратегическое управление, аккумулирующее наиболее передовые методы управления, для российских муниципалитетов, прежде всего городских, рассматривается как инновационный тип управления, освоение которого начинается со стратегического планирования. Применение системы стратегического управления в городах российского Севера имеет особую актуальность как важное средство преодоления негативных тенденций депопуляции, проблем моногородов, обеспечения не только присутствия, но и достижения устойчивого развития на обширном пространстве Севера и Арктики России [1, с. 45-47]. Стратегическое управление на муниципальном уровне имеет свою специфику. Субъектом управления здесь выступают органы местного самоуправления (МСУ), которые не входят в систему государственной власти, а сам институт МСУ имеет двойственную природу как форма публичной власти и институт гражданского общества, обеспечивающий самоуправление местных сообществ. В России за последнее десятилетие практика разработки документов стратегического планирования на муниципальном уровне хотя и не стала общераспространенной, однако получила довольно широкий охват: по некоторым оценкам около трети российских городов использует тот или иной вид документа стратегического планирования. Также стали появляться стратегические планы развития и муниципальных районов. Рост числа муниципалитетов, применяющих стратегическое планирование в практике управления, в определенной степени обусловлен требованиями, предъявляемыми к органам государственного управления. С 2007 г. действуют «Требования к стратегии социально­ экономического развития субъекта Российской Федерации»* и ряд других документов. В итоге, к настоящему времени практически все субъекты РФ имеют стратегии социально-экономического развития своих регионов. Наряду с факторами, побуждающими города и муниципальные районы заниматься стратегическим планированием, существует множество проблем, препятствующих применению передовых управленческих технологий на муниципальном уровне. Прежде всего они связаны с трудностями становления системы местного самоуправления (МСУ) в России - институциональными, экономическими, кадровыми. Несмотря на конституционные принципы самостоятельности МСУ, политика централизации власти в стране определила фактическую «встроенность» местных властей во властную вертикаль как экономически, так и политически [2, *Утверждены приказом Министерства регионального развития РФ от 27 февраля 2007 г. № 14. 41

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz