Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.
Совместная хозяйственная морская деятельность судов различной ведомственной подчиненности основывается на диверсифицированном использовании потенциала (прежде всего мобилизационного) флота, под последним понимается использование гражданского флота не только в военных, но и чрезвычайных ситуациях в условиях мирного времени, а также при возникновении форс-мажорных обстоятельств в водах, подконтрольных национальной юрисдикции. Очевидно, что такая сложная организационно-экономическая система должна иметь соответствующее нормативное правовое оформление и сопровождение [8]. Совершенно неверно в современных условиях выстраивать экономическую политику в отношении военно-промышленного комплекса исходя из нынешних возможностей экономики - это приведет только к распылению и так достаточно ограниченных финансовых ресурсов без определенного результата. Напротив, уровень развития экономики следует приводить в соответствие с внутренними и внешними угрозами, а также с основными параметрами военно экономического потенциала страны. В целом интеграция возможностей и согласования интересов хозяйственного и оборонного комплексов может привести к синергетическому эффекту в развитии Российской Арктики. Результаты данной работы включены в Отчетный доклад Президиума РАН. Научные достижения Российской академии наук в 2011 г. ЛИТЕРАТУРА 1. Российская газета. 2012. 2 августа. 2. Истомин А.В. Экономика Северного пути: исторические тенденции, современное состояние, перспективы / А.В. Истомин, B.C. Селин. Апатиты: КНЦ РАН, 2003. 201 с. 3. Арктическая транспортная система. 2010. Режим доступа: http://www.arctictoday.ru/concil/transport/648.html 4. Полюхович Г.И., Козьменко С.Ю. Теория морской силы и экономическое обладание морем // Морской сборник. 2005. № 3. С. 63 68. 5. Гладышев Ю.П. Морской флот России. Реальность и перспективы // Морской сборник. 2003. № 2. С. 62-68. 6. Знахуренко Э.Г. Национальная концепция морской политики и военная безопасность в Арктике // Стратегические вызовы и экономические факторы морской политики в Российской Арктике. Апатиты: КНЦ РАН, 2011. С. 56-63. 7. Селин B.C. Согласование экономической и оборонной деятельности в Арктике с позиций регионального присутствия / B.C. Селин, С.Ю. Козьменко, Н.А. Медведев // Вестник МГТУ. 2010. Т. 13, № 1. С. 84-90. 8. Кибиткин А.И. Устойчивость сложных экономических систем. Апатиты: КНЦ РАН, 2000. 211 с. Сведения об авторах Селин Владимир Степанович - д.э.н., профессор, главный научный сотрудник; e-mail: selinl@kolasc.net.ru Козьменко Сергей Юрьевич - д.э.н., профессор, главный научный сотрудник; e-mail: iep@iep.kolasc.net.ru 40
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz