Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.
иностранными флагами. Следует подчеркнуть, что не только частные, но и многие государственные судоходные компании стремятся перевести свои суда под иностранный флаг. Например, флот российской государственной компании «Совкомфлот» состоит из 72 современных морских судов (в том числе 23 танкера, 7 балкеров, 10 контейнеровозов, 10 лесовозов, 2 пассажирских и 20 универсальных судов) и все они плавают под флагами иностранных (в основном Кипра) государств [5]. Количество российских судов под иностранными флагами имеет тенденцию к росту. Из 128 судов, построенных для российских судовладельцев на кредиты иностранных банков только в период 1995-2002 гг., 90% были зарегистрированы под иностранным или удобным флагом, так как зарубежные кредиторы чаще всего обязывают регистрировать суда под иностранную юрисдикцию. Если такие темпы сохранятся, то через 5-7 лет флот под российским флагом перестанет существовать. К тому же средний возраст судов под российским флагом превысил 20 лет, а под иностранным составляет около 9 лет. Поэтому участие флота России в перевозках внешнеторговых грузов ежегодно уменьшается: если в 1992 г. внешнеторговые перевозки в общем объеме загранплавания составляли 34%, то в 2008 г. - менее 5%. В условиях сложившейся тенденции снижения влияния государства на динамику морской деятельности и систему морепользования в аспекте организации экономического оборота судов и обновления флота, включая научно-исследовательские, промысловые и специализированные суда, следует особо подчеркнуть роль военно-морского флота как фундамента реализации национальных интересов России в акватории Мирового океана. К сожалению, комплексная проблема текущего содержания и обновления флота в единстве гражданской и военной (мобилизационной) диверсификаций не решается, несмотря на программные заявления по этому поводу. В перспективе решение этой проблемы связывают с реализацией основных положений ФЦП «Мировой океан», однако последняя не содержит инструментария совместного обновления и развития флота. Программа подчеркивает, что при переходе на структуру соединений разнородных сил следует создавать и соответствующую систему обеспечения. В частности, для обеспечения группировок сил ВМФ в океанской зоне следует вернуться к созданию маневренного плавучего тыла, способного решать весь комплекс задач тылового и технического обеспечения флота в системе рационального морепользования. Реализация национальной морской политики в Арктике в сфере военной деятельности осуществляется посредством решения следующих долгосрочных задач [6]: • создания группировок войск (сил) общего назначения ВС РФ, других войск, воинских формирований и органов (в первую очередь пограничных) в Арктической зоне РФ, способных обеспечить военную безопасность в различных условиях военно-политической обстановки специально подготовленных и технически оснащенных для действий в условиях Арктики; • активной деятельности научных, дипломатических структур по разграничению морских пространств и дна морей Северного Ледовитого океана, закреплением результатов международными договорами и соглашениями с соблюдением интересов РФ; • учета оборонных интересов государства при разведке и разработке запасов биоресурсов и минерального сырья в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ. В дальнейшем на Арктическом направлении следует продолжить развитие территориальной системы обеспечения базирования флота, максимально используя экономические возможности приморских регионов, особенно по видам общевойскового снабжения и ремонта кораблей и судов. Это позволит перейти к единой системе морского базирования, в том числе в аспекте тылового и технического обеспечения. Общность интересов флотов, настоятельная потребность согласования оборонной и хозяйственной деятельности в системе регионального морепользования предполагает и единую структуру базирования сил и средств флота, а также взаимодействие в процессе строительства новых судов и эксплуатации судов действующего состава. Совместное (в сфере оборонной и гражданской деятельности) хозяйствование на региональных направлениях национальной морской политики будут способствовать рациональной организации экономического оборота военных и гражданских судов [7]. 39
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz