Вестник Кольского научного центра РАН. 2012, №3.

период длится до 9 месяцев, толщина однолетнего льда достигает 1.4-1.7 м и торосов до 3.5 м). Характерное в зимне-весенний период ветровое и приливное сжатие ледовых полей и связанное с ним торосообразование в этом районе могут привести к повреждению судов, участвующих в системе перевалки и транспортировки нефти [3]. Можно отметить, что российские морские коммуникации в мировой Арктике за последние 15 лет понесли наиболее тяжелые потери, практически на порядок сократились перевозки в восточном секторе Северного морского пути. Главной причиной является прекращение государственной поддержки, которая в зарубежной Арктике осуществляется достаточно активно, особенно в отношении ледокольного флота. В условиях специфики арктических перевозок и объективной противоречивости процессов глобализации такие меры, как законодательное закрепление приоритета национальных флотов в перевозках, практикующееся, например, в Канаде и Дании, имеет важное значение и для России. До настоящего времени в стадии разработки у нас находятся вопросы морского страхования и транспортных тарифов в арктическом судоходстве. В последнее время теряет свой целевой характер система «северного завоза», постепенно переводимая в систему общих трансфертов. Не способствуют укреплению национальных позиций в Арктике плохо проработанные вопросы платности ледокольной проводки. Для обеспечения стратегического контроля над российским сектором Арктики и доступа к ресурсам северных территорий роль государства должна состоять в создании благоприятных условий для надежного функционирования национальной трассы СМИ и в формировании транспортной инфраструктуры, обеспечивающей этот процесс. Целями развития СМПявляются [3]: • сохранение СМП как национальной магистрали России в Арктике, с использованием судов под российским флагом и построенных на отечественных предприятиях; • укрепление национальной безопасности в Арктике; • транспортное обеспечение освоения арктических месторождений, в том числе шельфовых - углеводородного сырья и морского экспорта нефти и газа; • развитие экспортных и каботажных перевозок, а также устойчивого снабжения северных территорий России; • формирование самоокупаемой, приносящей доходы арктической морской транспортной системы; • усиление позитивного влияния СМП на социальные условия жизни народов Севера. Реформирование управления в арктической транспортной системе основывается на принципе сохранения Северного морского пути, как основной составляющей транспортных коммуникаций России в Арктике в государственной собственности. Государство должно сохранить федеральную собственность на ледокольный флот, системы навигации, гидрометеорологию, связь, спасение и управление судоходством, а также обеспечить финансовую поддержку безопасности судоходства по СМП как основы единой транспортной коммуникации в Арктике. Основными направлениями реформирования СМП являются: ■ разделение функций государственного регулирования и хозяйственной деятельности в системе управления СМП; ■ создание механизмов долевого участия субъектов Российской Федерации, коммерческих организаций, заинтересованных в развитии и содержании арктической транспортной системы, в финансировании СМП; ■ создание условий для финансового участия нетранспортных пользователей СМП в его восстановлении и реконструкции; ■ привлечение коммерческих кредитов и кредитов международных финансовых институтов для финансирования проектов развития и модернизации инфраструктуры арктической транспортной системы; ■ поэтапное открытие СМП для иностранных операторов. В государственной поддержке нуждается также решение вопросов строительства ледокольного флота и речных судов, в том числе судов смешанного "река-море" плавания, технического перевооружения северных речных портов. В контексте Федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России" на арктических трассах предполагается эксплуатировать 93 судна арктического класса и 11 линейных ледоколов. 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz